В Мурманске на малой сцене обновлённого драматического театра прошёл премьерный показ народной комедии Владимира Гуркина «Прибайкальская кадриль».
Одним из первых спектакль посмотрел корреспондент «АиФ-Мурманск».
На высоком уровне
Драматург Владимир Гуркин хорошо знаком российскому зрителю по фильму «Любовь и голуби». Яркость характеров, экспрессия и простота известных кинематографических персонажей присущи и героям новой постановки областного театра драмы. Комедия «Прибайкальская кадриль» тем и хороша, что близка и понятна простому русскому человеку.
Подготовку премьеры на малой сцене доверили московскому режиссёру театра им. Ермоловой, преподавателю ГИТИСа Галине Дубовской. По словам худрука Мурманского драматического театра Вадима Данцигера, с Галиной Валерьевной они сотрудничают больше четверти века, ещё со времён театра тогда ещё советской армии. Он был молодым актёром, а Галина Валерьевна – ассистентом режиссёра. Спустя 25 лет карьерный путь привёл коллег в столицу Заполярья.
«Понимаете, если говорить откровенно, я девочка, которая выросла в центре Москвы. Обычно ставлю спектакли о себе, о том, что знаю, поэтому народная комедия – не совсем мой материал. Признаюсь, когда я прочитала пьесу Гуркина, то отнеслась к ней с опаской. Быт прибайкальской деревни для меня нечто новое и незнакомое, но в процессе работы я абсолютно влюбилась в эту историю. Была на Байкале несколько раз. Все свои впечатления от этих мест попыталась перенести в спектакль», – рассказала Галина Дубовская.
Столичный режиссёр признаётся: работу усложняло и то, что в Мурманск она попала в тот самый момент, когда театр только начал обживаться в историческом здании, которое длительное время находилось на реконструкции. Самым сложным было организовать техническую работу: в обновлённом театре всё в новинку. Приходилось решать и немало постановочных вопросов. Организация процесса далась нелегко, а вот работа приносила большую радость.
«Я просто поражена уровнем труппы мурманского драмтеатра! Подчас их мастерство выше, чем у целой плеяды московских артистов!» – восхитилась Галина Дубовская.
Череда премьер
Премьера на малой сцене примечательна ещё и тем, что её подготовка велась в форсированном режиме. Как правило, этот процесс продолжается около трёх месяцев, творческому коллективу удалось сократить срок вдвое. Это было необходимо, ведь в скором времени северян ожидает премьера спектакля «Маскарад», которым главный театр Заполярья откроют уже официально.
«Я считаю, что из драматургов-народников, которые пишут о русской глубинке, Владимир Павлович Гуркин – один из самых мощных и выдающихся, – поделился мнением художественный руководитель Мурманского областного драматического театра Вадим Данцигер. – К сожалению, его с нами нет, но в своё время мы с ним много общались. В жизни это был очень открытый, весёлый, добрый человек, как и герои его пьесы. Спектакль «Маскарад» – нечто совсем иное. Вообще классика Лермонтова, тем более такого уровня драматургии, – хороший повод дать театру новую жизнь!»
После «Маскарада» в драмтеатре параллельно запустят ещё два спектакля – тоже на большой сцене. Это современные пьесы: комедия о театре и артистах «Фуршет после премьеры» и постановка по пьесе Нины Прибутковской «По Волге до Херсона». Это выдуманная история о том, как Горький, Чехов и Толстой с супругами путешествуют на пароходе. Философская притча, своего рода исторический анекдот, размышления на тему Родины и литературы, где много исторических параллелей. Обилие премьер в обновлённом театре – не блажь, а необходимость, убеждён режиссёр Данцигер.
«Если не будем сейчас играть, потом начнём собирать себя по косточкам. Поэтому мы ищем любую возможность работать, чтобы в дальнейшем, когда откроемся уже официально, полноценно войти в репертуарную жизнь города», – считает он.
Обмен мужьями
Неслучайно череду премьер в драматическом театре открывает спектакль о любви. История Владимира Гуркина тем и необычна, что каждый герой предстаёт перед зрителем в двух амплуа – молодом и возрастном. История семей начинается с момента знакомства. Советская глубинка, рубеж 60–70-х годов. Сельская дискотека и модный по тем временам рок-н-ролл. Романтика первого танца становится для главных героев началом долгой семейной жизни. Но за годы брака люди успевают друг другу опостылеть. И здесь наступает время уже совсем для другого танца – кадрили. Две давние подруги Лида и Валя решают поменяться мужьями, тоже закадычными друзьями, Саней и Колей.
«Это разве мужик, без самостоятельности? Никакого сравнения с Николаем!»
«Ну, вот и бери его себе! А мне Сашку своего давай! Поглядим, кто из нас первым взвоет».
«Не взвоем, не взвоем».
«Запричитаешь: «Ой, назад Санечку моего давай! Ой, забирай своего кручёного!»
«Лучше с кручёным, чем с варёным. Мышью на крупу надуется, на целый день у окна засядет… Побегаешь вокруг… День-другой – вспомнишь Кольку, да поздно будет».
«Живёт как на вулкане, и ей не скучно», – говорят о своей героине Лиде заслуженная артистка России Елена Царёва и актриса Наталья Боброва, сыгравшие одну и ту же женщину в молодости и уже в зрелом возрасте.
«Образ у нас очень эмоциональный, нервный: может покричать и тут же отойти. Экспрессивная, яркая, модная по своим временам дама – продавец в магазине! Можно сказать, первая леди на деревне, – смеётся Наталья Боброва. – Да и в целом пара Лиды и Николая яркая, экспрессивная, горячая».
«Каждой женщине такие черты присущи, поэтому в роль вживаться было интересно, – соглашается Елена Царёва. – Пока не очень принимаем новую сцену, если честно. Мы привыкаем и рады, что вернулись домой! Премьера – это экзамен! Потом пойдёт работа. Самыми сложными были технические репетиции, когда мы только-только получили декорации. Сразу столько вопросов возникло: куда их поставить, что с ними сделать. Сам творческий процесс доставлял большое удовольствие, наша команда очень дружная и неординарная!»
Как сложилась жизнь героев российской деревушки с новыми «супругами» и как сдал коллектив драматического театра свой творческий экзамен, вы узнаете, посмотрев спектакль «Прибайкальская кадриль».