С 14 по 20 ноября в Мурманске в 14-й раз пройдёт кинофестиваль «Северный характер». Правда, на этот раз мы не увидим фильмов, снятых в Норвегии и Финляндии. Однако будет много отечественных кинолент, а также картин из стран СНГ.
Маленькие северные Канны
Александра Михова, «АиФ–Мурманск»: — Фестиваль «Северный характер» на этот раз проходит в очень непростых геополитических, финансовых и эмоциональных условиях. Светлана, не кажется ли вам, что это пир во время чумы?
Светлана Солдатова: — Нет, не кажется. Финансирование у нас идёт из трёх основных источников: из Фонда культурных инициатив, Минкультуры РФ и правительства Мурманской области. Это даёт нам серьёзную устойчивость.
Мы, конечно, переживали по поводу программы: наш фестиваль всегда отличался тем, что были представлены российские, шведские, норвежские и финские фильмы. В этом году ни норвежских, ни финских картин у нас нет. Есть шведский документальный фильм, кроме того, из Швеции к нам приедет член жюри Гунилла Брески, которая не раз к нам уже приезжала. Однако она решила самостоятельно оплатить билеты и проживание, так как наш фестиваль финансируется за счёт государственных средств. В общем со Швецией не так всё плохо.
— Помнится, когда вы готовились к первому кинофестивалю, тоже было много сомнений, приедут ли иностранные участники…
— У иностранцев немного другой способ мышления, по отношению к русским коллегам они исповедовали патернализм: они знали, как надо делать, а мы должны были думать, как под них подстроиться. Однако мы многому у них за эти годы научились: чёткости, таймингу, высокому качеству звука и видео — за этим всем мы жёстко следим. Это позволило быстро поднять фестиваль на достаточно высокий уровень. Первоначально у иностранцев было много сомнений, они считали, что невозможно за год организовать хороший кинофестиваль.
Мне кажется, что мои друзья и коллеги в Скандинавских странах, с которыми мы сегодня почти не общаемся, очень бы хотели сюда приехать. У нас уже сложилась привычка встречаться в Мурманске, чтобы обсуждать новинки, тенденции. Мурманск стал маленькими северными Каннами. Надо сказать, что у нас и теперь много иностранных участников из Казахстана, Киргизии, Армении, Индии, есть короткометражки из Испании. Гораздо больше стало российских лент, потому что Мурманск — не просто край земли, а теперь модное место.
Кончено, если бы международное сотрудничество осталось на прежнем уровне, то сегодня наш кинофестиваль был бы чем-то грандиозным! Уже в прошлом году в норвежском Тромсё в дни «Северного характера» прошёл свой кинофестиваль «Северный характер», а в шведском Лулео — был день показа фестивальных фильмов.
Я очень надеюсь, что по ту сторону границы понимают: без российского кино нет мирового кинематографа. Как можно вычеркнуть режиссёра Эйзенштейна, писателя Достоевского, драматурга Чехова из мировой культуры? Мы же не возненавидели украинских или американских писателей.
— Как вы себе объясняете, почему так происходит?
— Не все принимают «культуру отмены» на Западе, но вслух об этом не говорят, потому что идти против общественной позиции опасно, в том числе и для карьеры. Я недавно приглашала норвежского журналиста на конференцию, посвящённую взаимоотношениям между нашими странами. Он сначала согласился, а потом посоветовался со своим начальством и отказался.
Всем смотреть!
— На какие фильмы из программы фестиваля обязательно нужно обратить внимание? Вход для зрителей остаётся бесплатным?
— Вход на все просмотры по-прежнему бесплатный, главное — успеть занять место! Я считаю, что северянам обязательно надо посмотреть фильмы, которые снимали у нас.
В этом году впервые появилась номинация «Сериал», представлено пять фильмов, несколько из них сняты в Мурманской области — «Везёт» и «Полярный». Будут и премьеры, например фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек», который только через полгода выйдет в прокат, а зрители в Мурманске его увидят уже сейчас. Первыми северяне увидят и фильм «На выдохе», который будет показан в кино только с 1 декабря. Он, кстати, тоже снимался у нас.
— Кинофестиваль пройдёт уже в 14-й раз. Как он изменился за эти годы?
— «Северный характер» был задуман тележурналистами, поэтому он мигрировал от ТВ-программ, документальных фильмов к игровым. Поначалу это было элитарное мероприятие для телевизионщиков. Потом мы заметили, что на показы стала приходить публика. И мы решили делать зрительский фестиваль: много стало игровых лент, появилась блестящая программа короткометражек. Отмечу, что на предстоящем фестивале в номинации «Короткий метр» будет представлена лента Данилы Козловского и Паулины Андреевой.
— На кинофестиваль всегда приезжают именитые режиссёры. Знакомством с кем из них вы гордитесь?
— У меня три любимых режиссёра: Александр Сокуров, Павел Чухрай, блестящий Андрей Звягинцев. Каждый режиссёр, с которым мне приходилось общаться, — это личность: невозможно снимать кино, если ты ничего не имеешь за душой. Они все потрясающие — и Егор Кончаловский, и Владимир Щегольков, и Кнут Эрик Йенсен, и Хильде Корсет.
Кино после «Левиафана»
— Сегодня в Мурманской области снимают много фильмов, не последнюю роль в этом сыграли киноребейты. Что это такое? И каковы условия выдачи бюджетных денег?
— Киноребейты — это государственный механизм, который поощряет представителей киноиндустрии снимать фильмы в регионе. Киностудии, которые официально здесь работают, оставляют деньги, могут покрыть до 30 % своих расходов, понесённых в регионе, с помощью ребейтов. Там масса критериев и балльная система, кстати, очки начисляют и за упоминаемость Мурманской области или наших достопримечательностей. Ребейты работают во всём мире: например, итальянская Апулия в своё время сделала на этом и имя, и кассу. В России Калининград на три года раньше нас начал выдавать киноребейты, у них общий фонд — более 60 млн рублей, у нас в этом году заложено 15 млн рублей.
Если фильм запал в душу, зрители обязательно посмотрят, где проходили съёмки, а это масштабный промоушен региона. Представьте, фильм показан в 100 кинотеатрах России, его посмотрели миллион человек. Получается, регион вложил условно 1 млн рублей, а получил рекламу по всей стране. Это очень выгодно, и все это понимают.
В 2022 году в Мурманской области снимается в общей сложности 13 фильмов.
— «Левиафан» стал стартовой точкой в популяризации Мурманской области, кстати задолго до ребейтов. Как вы думаете, почему? Ведь у нас и до Звягинцева снимали фильмы: «Кукушка», «Первый после Бога», «72 метра» и т. д.
— Да, много фильмов снимали на Кольском полуострове и до Звягинцева, но не было картин, получивших «Золотого льва» и попавших в Канны. У «Левиафана» был потрясающий продюсер, который устроил ему международный промоушен. Я знакома со Звягинцевым, он не просто художник — он философ. Андрей Петрович — признанный мастер, гениальный человек, тонко чувствующий, он практически без кожи. Ощущение несправедливости у него гипертрофированное, как у любого художника. Левиафан – это история не про Мурманскую область, не про Россию, а про маленького человека, попавшего в жернова власти, фарисейства. Это мировой сюжет. Но так точно и больно была показана эта история, что каждый зритель применил её к себе. Это как раз тот случай, когда публика захотела узнать, где фильм был снят. И необычное название посёлка заиграло! Впрочем, Териберку не так давно открыли для посещения обычными гражданами. Так сложилось, что именно с этим фильмом мы стали узнаваемы.
— Жителям Териберки эта слава сыграла на руку?
— Не знаю, но мне кажется, когда в село приезжают туристы и дают возможность местным заработать — это плюс. Териберка — жемчужина, её надо показывать всем. Кстати, съемочная группа «Левиафана» уезжая, убрала все декорации. Так всегда делают ответственные киношники.
Вообще кинематографисты иногда даже оставляют социальные объекты в подарок. Например, в этом году Кировске съёмочная группа «Ненормального» (кинокомпания «Кинослово») договорилась с местной администрацией, что они построят по всем санитарным правилам трибуны на детской спортивной площадке и оставят их.
— Есть мнение, что сегодня люди выбирают комедии, а не сложные фильмы, например Сокурова. Вы с этим согласны?
— Мне кажется, комедии выбирают, чтобы переключиться, иногда хочется просто посмеяться. Однако зачастую в них нет зрительской сатисфакции. Тебя ничто не переворачивает, просто стираешь из памяти что-то очень занудное чем-то менее скучным. А авторское игровое или документальное кино требует особой подготовки. В серьёзный фильм нужно провалиться и прожить эти два часа совсем другой жизнью. Может, заплакать или по-умному засмеяться.
— Какие у вас планы на съёмки фильмов?
— У меня всё время планы. Я очень хочу, чтобы мы сняли полнометражный игровой фильм. Много задумок. Однако совершенно точно это будет местная история в жанре социальной драмы с юмором или даже с сарказмом. Мне бы хотелось показать северян такими, какие они есть: не очень горячие люди, но всё равно очень цельные. Возможно, история будет связана с морем. Подумаем ещё.
— Вы родились в Мурманске, а не планируете уезжать с Севера?
— Иногда очень хочется.
— Почему?
— Тяжело на Севере жить. Физически. Угнетает тьма, отсутствие кислорода. Иногда живёшь здесь на волевом усилии, а на юге летаешь! А потом я думаю: а что я там буду делать? Да и чёрт с ним, помру здесь, пускай брусничка из меня растёт.
Основная черта человека на Севере — взаимопомощь, без это нам никак не прожить. И здесь люди не жалеют об утраченном: потерялось, пропало — да и ладно, живы будем — не помрём! Это как дань природе, на Севере очень много язычества осталось, задобрить надо духов. Может, поэтому у нас нет бесстыдного свинства. Надо так прожить, чтобы не оставить гадких следов на земле.