В 2024 году вышла в свет восстановленная первая книга о нашем городе — «Мурманские катакомбы».
Сенсационная публикация романа связана с именем историка и архивиста Дмитрия Ермолаева, который в предисловии к изданию рассказывает почти детективную историю о том, как 15 лет разыскивал в архивах отдельные главы книги, напечатанные в старых газетах 1918 и 1919 годов.
Время перемен
«Мурманские катакомбы» — книга о белогвардейском подполье в Мурманске, написанная, вероятно, его участником под псевдонимом Никита Хаджибейский. С подзаголовком «современный роман» главы первого романа о Мурманске публиковались в архангельских журналах «Отечество» и «Голос Отечества». Помещая главы в газете, автор использует известный литературный приём сближения художественного стиля с документальным, чтобы сделать читателей очевидцами событий.
Спустя век сорок фрагментов разыскал и собрал воедино мурманский писатель, архивист и журналист Дмитрий Ермолаев.
«Работа над сбором глав шла более 15 лет. Я ездил по архивам, библиотекам, побывал везде: от архангельской «Добролюбовки» до московской «Ленинки». Большую помощь мне оказывали местные историки, в особенности краевед из Кировска Евгений Шталь», — рассказал он.
По определению автора, «современный роман» — художественное произведение, которое вряд ли является «историческим источником», поскольку оно вызвано воображением писателя и не претендует на точное документальное повествование.
События происходят зимой 1918 года сначала в Петербурге, а затем в Мурманске. Автор выбирает короткий эпизод из множества похожих, поскольку встречи, отношения кратковременны и могут прерваться в любой момент: у них нет будущего. Однако и этот фрагмент — часть картины мира, в основе которой хаос, вызванный революцией. Тема вселенского хаоса возникает у многих писателей этой эпохи, в том числе и у Александра Блока в поэме «Двенадцать», написанной в 1918 году: «Ветер, ветер — на всём божьем свете». Конечно, нельзя сравнивать малоизвестного Никиту Хаджибейского с великим Блоком, но обратите внимание на общность восприятия художниками времени через сравнение с хаосом. В романе «Мурманские катакомбы» эта тема раскрывается более камерно, как уничтожение привычного уклада жизни.
Завязка сюжета начинается в Мурманске в момент убийства «начальника края» адмирала Цеплинского, в дальнейшем события перемещаются в Петроград, где в квартире сестры адмирала Надежды Клавдиевны Цеплинской собирается тайное общество под «предлогом семейного праздника» — офицеры, штатские, мало знакомые хозяйке люди. Голодно, из угощения на столе несколько кусочков чёрного хлеба, чай, немного сахарного песка. Бездомные гости обсуждают политические события, в это время в их жилищах идут обыски, аресты, на улицах стрельба и облавы. Для всех важно, что «выходов из квартиры два, а из дома — три: на две улицы». В дальнейшем, когда герои переезжают в Мурманск, они предпочитают жить в купе поезда. Вот эта жизнь на колёсах, на бегу, с утратой дома, привычек и размеренности бытия во многом является трагическим опытом личности в эпоху перемен. Мы не найдём в романе описания Мурманска, только указания на отдельные места: Народный дом, База, залив, по которому идёт катер, домик адмирала. Однако автор и не ставил задачи обозначить чётко топонимику. «Мурманские катакомбы» — роман, основу которого составляет дискуссия о судьбе России в свете идеологии и современной автору политики, поэтому любовная и приключенческая линии сюжета уходят на второй план, а многочисленные персонажи, деятели белого движения, даже наделённые именами, не имеют индивидуальности, они просто участники полемики.
Место на полке
В истории мировой литературы, и в частности русской, есть романы, сюжет которых строится на дискуссии, а герои — носители идеи. Традиция идёт от «Путешествия Гулливера» Свифта через французских просветителей, а в русской классике это «Отцы и дети», «Новь» Тургенева, «Бесы» Достоевского. Однако идейные споры обычно взаимосвязаны с эволюцией героев, с их поступками. В романе Никиты Хаджибейского действия практически нет.
Центром идеологических споров становится главный герой книги — «пожилой представительный господин лет сорока пяти с тёмно-русой окладистой бородой», некто Иван Петрович. По замыслу автора, он не имеет биографии, прошлого, даже фамилии. Этот персонаж собирательный, он воплощает суть белого движения, от его имени звучат речи и призывы к собравшимся немногочисленным участникам подполья. Не стоит обсуждать его взгляды с позиции исторической правды, поскольку герой любого художественного произведения имеет право на субъективные оценки. Смысл его речей сводится к спасению России, к возвращению ей государственности и величия, для этого необходимо объединить все силы в борьбе против большевиков и Германии. Он наивно надеется на бескорыстную помощь союзников, англичан и французов, чьи корабли стоят в Кольском заливе. Однако в его высказываниях есть прозрения, которые современны столетие спустя: «Германии нужна не свободная и просвещённая Россия, а тёмная и некультурная, не развитая и самостоятельная русская торговля и промышленность, а подвластный ей рынок, откуда она могла бы монопольно и легко брать сырьё… для этого она пошла на нас войною». Подобные рассуждения переходят из одной главы в другую, прирастая новыми деталями о способах борьбы и организации белого движения. Они повторяются, обретая внутренний подтекст: с каждым днём пафос речей убывает, как и вера в победу белогвардейского подполья на Севере. Иван Петрович в изображении автора личность героическая, он рыцарь, защитивший любимую Надежду Цеплинскую от вражеской пули, интеллигент, идеалист, но противника у него в романе нет. В представлении героя есть общий враг – это большевики и их союзники немцы, описанные как «шайка грабителей, убийц и предателей», включая политическую фигуру Ленина. А на Мурманской земле «делами ворочает разношёрстная компания демагогов», такие же ловкачи и воры: «митинговый оратор, полуграмотный кочегар и ловкий адвокат». Эта карикатурная характеристика касается реальных известных людей, которые её не заслуживают, но писателю важно указать носителей добра и зла. Народ в романе предстаёт как обманутая тёмная масса.
Финал символичен: поезд уносит тургеневскую девушку Надежду Цеплинскую вслед за мужем Иваном Петровичем в неизвестность.
Язык романа современный и достаточно простой, автор редко пользуется средствами художественной выразительности, но читать книгу — занятие не из лёгких, поскольку её стиль основывается на ораторском искусстве — публичных выступлениях главного героя по злободневным вопросам политики. Однако в мировой литературе существует немало прекрасных произведений, трудных для чтения. Книга при всей своей неординарности не является шедевром, но почётное место в литературе Кольского Севера ей обеспечено как первому роману о Мурманске.