На исходе пандемического года в Мурманской области вышел в свет альманах независимых молодых авторов с оптимистичным названием «Север объединяет».
Как влияет северная идентичность авторов на их произведения? Почему в библиотеках предлагают поиграть в компьютерные игры? И когда начнём отмечать 200-летие Достоевского? Об этом и многом другом «АиФ» побеседовал с писателем, кандидатом филологических наук, сотрудником областной научной библиотеки Иваном Чернышовым.
Сказочный компас
Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Иван, на грант от регионального Минкультуры вы опубликовали сборник поэзии и прозы. Многие, кто успел подержать его в руках, с удивлением узнали, как много молодых и талантливых авторов живут в Заполярье. Расскажите об альманахе.
Иван Чернышов: – В нашем альманахе современной литературы собраны произведения 24 авторов из Мурманска, Североморска, Апатитов, Кандалакши. Около трети из них публиковались впервые. Некоторые приятно обрадовали. Например, Павел Сурнов, Алёна Кидун, Алексей Павлов, Андрей Матийко (его мало кто знает) действительно удивил, у него есть очень талантливые работы. Константин Хризолит прислал интересные миниатюры.
Работа над сборником началась ещё летом 2019 года, когда мы объявили о том, что ищем независимых новых авторов, которые хотели бы заявить о себе. Затем узнали о конкурсе грантов Минкультуры региона, впервые было внесено изменение в положение относительно альманахов, которое позволило и нам попытать счастья.
– По какому принципу вы отбирали произведения?
– Тематика и критерии отбора были прописаны в положении конкурса, поэтому некоторым авторам мне пришлось отказать в публикации. Есть поэты, которые пишут мрачные стихи в стиле Бодлера, – это, конечно, не попадало в стилистику сборника, да это и не то, что стоит печатать на государственные деньги. Главные критерии отбора – художественная ценность произведения и наличие северной идентичности, чтобы действительно можно было сказать: Север объединяет разных людей – авангардных, инновационных, ультрасовременных. Мы собрали яркую мозаику, состоящую из городской, философской, любовной лирики и социальной прозы.
– На обложке книги очень интересный рисунок – это компас, но непростой. Что он обозначает?
– Мы всё делали сами – вёрстку, дизайн. Идея для обложки пришла значительно позже, уже после победы в конкурсе. Многие считали, что её нужно оформить минималистично, чтобы не обложка прельщала, а тексты. Потом один из наших авторов Анна Ламия придумала этот сказочный компас, который любовью к Северу пронзает стрела с карандашом вместо наконечника.
– В последнее время слово «север», как сейчас говорится, в тренде, начиная со слоганов губернатора и заканчивая названиями выставок, ярмарок. Вы тоже решили пойти по этому пути?
– Да нет, дело не в губернаторе. Методом мозгового штурма мы придумали такое название. Север действительно нас, таких разных, по сути, объединяет. Можно было бы заменить на Мурманск, но у нас были авторы и из других городов. Кольский край – длинно. А Север – подходящее слово, может быть, и власти его поэтому используют?
– Где можно почитать или приобрести книгу?
– Сборник вышел тиражом 500 экземпляров, ровно половину мы распределили по библиотекам региона. Даже в самых отдалённых населённых пунктах книга должна быть. Надеюсь, таким образом жители узнают новые имена современных заполярных писателей и поэтов. Остальной тираж распределили между авторами, некоторые из них выставили сборник на продажу. Например, в лавке научной библиотеки можно его приобрести или в паблике «Полярный день» в социальной сети «ВКонтакте».
Человек интересного ландшафта
– Я знаю, что вы переехали в Мурманск. Как считаете, у наших авторов есть северная идентичность?
– Интересный вопрос. Думаю, что есть. Но, скорее, уместно говорить об одном-двух поколениях, мы больше работаем с авторами 25-35 лет, иногда младше. Все они очень отличаются от тех, кто родился в 70-е годы и раньше. Старшее поколение имеет свою ментальность, они пережили тяжёлые времена, а современная молодёжь росла в спокойствии, поэтому у них другой взгляд и на Мурманск, и на литературу. Это если говорить о поколенческой идентичности. Северная специфика тоже есть. Смотрите, я большую часть жизни прожил в Тюмени, сибиряк – человек равнины, житель Кольского края – человек интересного ландшафта с перепадом высот, он любит встать на возвышенность и обозревать окрестности, в то время как сибиряк двигается «по квадрату». Когда я переехал в Мурманск, меня удивило, когда мне сказали: «Спустись к кинотеатру». Простите, что значит «спустись»? Я даже подумал, что речь идёт о подземном переходе. Это такая ментальность, завязанная на топонимике. Ещё у северян есть расслабленность зимой, возможно, влияет полярная ночь. Поначалу мне казалось, что мурманчане близки к стереотипам о невозмутимых, спокойных, немного флегматичных финнах и норвежцах. Это моё впечатление, возможно, оно обманчиво.
– Назад, в Сибирь вас не тянет? Не разочаровались в Мурманске?
– Нет, не тянет. Тюмень в два раза больше, это город правильной географической формы, город, как я уже говорил, на равнине. Университетский и торговый центр, но после моего выпуска из вуза у нас было перенасыщение гуманитариями. Мне было нечем заниматься, пошёл в аспирантуру, откуда меня направили защищаться в МГУ. В Москве доучился и переехал в Мурманск. Какое-то время здесь ощущалась некоторая подвешенность. Но потом я нашёл постоянную работу и постоянных друзей, стали проводить творческие вечера, участвовать в серьёзных мероприятиях и крупных проектах.
– Пару лет назад вы открыли «Школу критики» и даже привозили к нам спикеров, известных во всей России. Как вам это удалось?
– Меня просили рассказать о композиции, литературных приёмах или герое, я договорился с научной библиотекой и стал читать там лекции. Потом об этом узнал Евгений Гоман, и когда он стал министром культуры, помог нам получить поддержку Минкультуры – так мы смогли привлечь к проекту уважаемых спикеров. Например, музыканта Алексея Борисова, поэта Романа Осминкина, доктора наук Александра Семёнова, который читал лекцию о типах культурного сознания, театрального критика и блогера Виктора Вилисова.
– Как думаете, не много ли сегодня гуманитариев? Есть мнение, что их-то в России предостаточно, в то время как врачей или инженеров не хватает.
– Я считаю, в регионе должны быть сильные гуманитарии. Если их много, то что плохого? Ведь у каждого своя специализация. Я, например, много лет потратил на изучение литературы, видел оригиналы рукописей Достоевского. Служение гуманитарной мысли, знаниям – своего рода миссия, она отнимает много времени и энергии. Мы делаем культуру доступной для масс, чтобы каждый мог приобщиться к шедеврам, попытался разобрать нюансы произведений, чтобы лучше их понять и осмыслить.
Инсайт от Достоевского
– На днях в социальных сетях обсуждали фотографию с игровой приставкой и монитором, которые появились в холле научной библиотеки. Получается, сегодня туда приходят не за книгами, а за компьютерными играми. Правильно ли делают власти, создавая такие культурные пространства?
– Это всё идея третьего места, чтобы между домом и работой или школой было пространство, где можно комфортно провести время. Мне видится, что человек придёт поиграть и узнает, что в библиотеке есть и другие возможности. Например, в модельных детских библиотеках приставка соседствует с книжными стеллажами. Есть стереотип, что библиотека – это скучно. Нет, здесь каждый найдёт для себя что-то интересное: лекции, концерты, настольные игры, кому-то будет увлекательно полистать подшивки старых газет. Сегодня очень мыслящая молодёжь, пусть и со смартфонами в руках. С одной стороны, странно, что мир сузился до телефона, с другой – ещё 15 лет назад я не мог себе представить, что смогу в один клик процитировать какое-то произведение.
– 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Достоевского. Как его отметите вы? И каким образом, на ваш взгляд, Достоевский повлиял на нас сегодняшних?
– Мы придумали курс лекций, или креативных занятий, посвящённый творчеству Достоевского. Возможно, первое мероприятие пройдёт уже в феврале, а завершится в ноябре в день его рождения. Мы проанализируем произведения с привлечением научных работ филологов, постараемся найти то, на что обычно читатели не обращают внимание.
Достоевский столько сумел предугадать и описать – от коммунальных проблем до самых элементарных бытовых нужд. Он предвосхитил открытия Фрейда, Ницше, экзистенциальной школы. Он нам объяснил, что красота — это страшная вещь, но при этом она спасает мир. Величие Достоевского – в глубинном анализе противоречивости того, что происходит, открывая его, всегда находишь какой-то инсайт (с англ. проницательность, погружение в суть).