Культурная жизнь в Мурманске долгое время будто поставлена на паузу. Вход на выставки – группами по пять человек, меньше недели работает филармония, а театры до сих пор закрыты.
Как творческие люди переживают сложные времена? Об этом и не только «АиФ на Мурмане» побеседовал с актёром театра Северного флота Алексеем МАКАРОВЫМ, выставка которого открылась в Культурно-выставочном центре Русского музея.
Экспонат из лавки старьёвщика
Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Алексей, новая выставка называется «Эклектика города». Что вы этим хотели сказать?
Алексей Макаров: – Мне кажется, термин «эклектика» очень созвучен Мурманску. Это самый большой город за полярным кругом – огромное поселение людей там, где человеку в силу климата постоянно жить практически невозможно. Мурманск эклектичен по своей архитектуре: рядом с современным зданием можно встретить деревянный барак. Погода тоже сплошная эклектика: снег – летом, дождь – зимой, порой за один день сменяются все времена года.
Пока театр закрыт для зрителя, появилась возможность подготовить выставку живописи и графики из моей коллекции. Вообще, это дело сложное: нужно собрать картины, систематизировать и оформить их, поменять рамы. Это всё делаю за свой счёт. Порой картина попадает мне в руки из лавки старьёвщика или из комиссионки, иногда художник получает мастерскую и хранившиеся там полотна предыдущего владельца может отдать в коллекцию.
– Какие работы пришли к вам из комиссионки?
– Наверное, неприлично называть известных авторов. Но и такие имеются! На самом деле мне просто повезло: люди, в чьи руки попали эти работы, не интересовались искусством. Есть чудесная картина, которую я купил у старьёвщика за 300 рублей. Она была в металлической рамке, с потёками – просто в ужасном состоянии. Дома начинаю всё чистить, и оказывается, что её автор – член Союза художников Борис Васильевич Сюхин, единственный мурманский художник, который попал в Большую советскую энциклопедию с серией линогравюр, посвящённых Мурманску.
Есть работа (она не вошла в эту экспозицию) акварелиста Анатолия Шаковца, которая попала ко мне из лавки антиквара. Большая красивая акварель с авторской подписью. Как оказалось, её подарили, но в интерьер новых хозяев она не вписалась. Я её выменял на фарфоровую статуэтку «Хозяйка медной горы», которую реставрировал известный мурманский художник Владимир Кумашов. А они дружили с Шаковцом! Получается, мой друг помог приобрести мне картину своего друга!
– Но всё-таки большую часть коллекции вы получили в подарок?
– За редким исключением! Из нескольких сотен работ около 98 % – подаренные. Некоторые картины получил по творческому бартеру: Ольге Цылёвой я связал куклу, а она подарила одну из своих работ, потом ещё три. У Насти Берёзы выкупил несколько картин. Очень много работ подарил заслуженный художник Анатолий Сергиенко. Он около 30 лет руководил изостудией Северного флота в Североморске. Тогда была традиция: художники, приходя к студийцам, дарили свои работы. Когда студия закрылась, какие-то из этих картин попали в музей, а какие-то – ко мне. Так у меня оказались работы многих членов Союза художников России: Георгия Карповича, Юрия Панкова, заслуженного художника РФ Виталия Бубенцова и других.
– Где вы храните все эти картины?
– Дома! С марта мы с супругой снимаем помещение под мастерскую – часть картин переехала туда. Очень надеюсь на Союз художников, что выделят помещение. Есть огромное желание открыть выставочный зал, но пока финансы не позволяют это сделать.
Дорогой Пупкин
– На выставке есть работы художников ХХ века и современных авторов – вам кто ближе?
– У них совершенно разный взгляд на Мурманск. Когда-то наш Союз художников был очень разнообразным, достаточно пёстрым по составу. Мурманск был такой точкой на карте, куда съезжались люди со всего СССР: кто за деньгами, кто за романтикой, кто просто попробовать пожить за полярным кругом. Каждый автор привозил свои краски: Сергиенко – яркость и свежесть Украины, Бубенцов использовал северную палитру, Кумашов приехал из Сибири и влюбился в Мурманск, у него свои краски и свой взгляд на город – сказочный, мистический… И множество других неповторимых индивидуальностей. Я не говорю, что сейчас союз хуже, просто он другой.
Заслуженного художника России Викторию Зубицкую все знают как мастера гобелена, и вдруг среди работ мне попадается акварель с изображением порта. Имя автора не подписано, картина на приклеенном кусочке ватмана как паспарту. Однажды у меня в гостях была Ольга Александровна Евтюкова (директор Мурманского областного художественного музея, искусствовед. – Прим. ред.). Она оторвала кусочек ватмана и обнаружила подпись – Зубицкая. Так неожиданно картина обрела автора.
В экспозиции есть несколько картин семьи Ковалёвых: родителей, заслуженных художников РФ Татьяны Владимировны и Николая Николаевича, и их сына Никиты. Представлены работы и других известных художников.
– Вы можете отличить хорошую работу от посредственной?
– Оценка – дело субъективное. Тут важно понять, что брать за критерий: имя художника, его статус, технику исполнения. Бывает, работа посредственная, но она принадлежит руке известного художника Пупкина и оформлена в деревянную массивную раму, тогда она может стоить баснословных денег. Но статус не показатель мастерства.
– Алексей, это часть вашей коллекции – есть и куклы, и колокольчики. Что у вас за страсть к собирательству?
– Трудно сказать, что это за страсть. Наверное, все мы склонны к какому-то собирательству. В советском детстве многие коллекционировали марки, значки, открытки, фантики. В начале 90-х в моей жизни стали появляться друзья художники, я тогда был молодой и дерзкий – просил подарить картину. Только со временем понял, сколько в это вложено и какой это труд. Картины дарили – так была заложена основа коллекции. Сейчас люди начинают приносить работы, а ты – отбирать: это беру, а это – нет.
К сожалению, всё, что хочется, не удаётся покупать – фактически для этого нет средств, особенно когда двое детей растут. Но за небольшие деньги собрал коллекцию картин авторов из Тольятти. В будущем хочу сделать несколько персональных выставок художников, потому что понимаю, сами они вряд ли соберутся, а работы хорошие, люди должны их увидеть.
Смешные деньги я пытаюсь урвать из семейного бюджета на приобретение картин. Мне повезло, супруга разделяет мою страсть, иногда дарит желанные подарки на праздники.
«Люди профессию теряют!»
– Недавно вы написали смелый пост о том, что из-за многомесячного простоя магия театра в регионе умирает. Вам кажется, власти забыли про актёров?
– Я не любитель выходить на баррикады и рассуждать про политику. Но тут накипело. На страничке губернатора в соцсети мелькнула информация, что открываются кинотеатры, театры и филармония, мы воспряли духом, но потом слово «театры» куда-то пропало. А ведь мы с марта не работаем на зрителя, соответственно, не получаем части премии, денег на постановки и прочее, на что должны идти доходы от продажи билетов. Какую-то минимальную зарплату Минобороны выплачивает, но она не так чтобы достаточна. И потом есть план по спектаклям – три уже выпущены, готовим сказку. Но денег на закупки материалов нет. Мы сидим в глубокой финансовой яме. В отличие от коллег из других областей. Летом был в Костроме, Ярославле – там работают театры. В Северодвинске и Архангельске проходят ёлки. Очень обидно за Мурманск и за театры. Неужели в области это никому не надо? Театральная публика – самая дисциплинированная, так же как филармоническая и музейная. Можно сделать ограничение количества зрителей, рассадить всех в шахматном или шашечном порядке. Театры зарабатывают ёлочной кампанией, на весь год финансовый задел! К нам приехала пара молодых артистов, они вообще минималку получают, даже не буду озвучивать сумму! Как их удержать здесь?
Киногерой может и подождать, а артисты теряют творческую форму. Актёрский труд предполагает постоянный тренинг. Мы, конечно, каждый день репетируем, но что это за работа без зрителя? Люди профессию теряют! И перспективы какие? Когда откроют театры? В Москве и Питере коллеги жалуются: в зале могут сидеть 25 %, – нам бы хоть 25 % дайте! Люди готовы в аквалангах и противогазах сидеть в залах! Ярмарки разрешены, а новогодние спектакли – нет!
– Если сегодня скажут: «Открывайтесь!» – вы готовы к этому?
– Это не кинотеатр, мы так быстро не запустимся, нужно какое-то время, чтобы подготовиться. Но что-то очень сомневаюсь, что сейчас раз – и разрешат. А для трансляции спектаклей нужна специальная аппаратура, да и денег так не заработаешь! Театр тем и хорош – это живое общение, пусть даже через 10 метров, но ты видишь артиста. Признаюсь, очень обидно за театральное искусство в Мурманске. Поколения зрителей вырастают на наших спектаклях – значит, это нужно северянам! Каждый день в театр звонят зрители, они не хотят сдавать билеты, мечтают о спектаклях! Театр в войну работал, а сейчас что? У нас военный театр, мы должны быть на передовой!
P.S.: 25 декабря глава Заполярья Андрей Чибис подписал постановление правительства, согласно которому в регионе разрешается проводить театрализованные представления на открытом воздухе.