В Мурманск после реставрации вернулись три работы ленинградского художника Андрея Яковлева, написанные в 60-е годы на Шпицбергене, — «Первые цветочки», «Здравствуй, солнце» и «Порт Баренцбург».
Как с картин смахивают налёт времени и в какую цену обошлась реставрация, а также сколько ещё полотен из фонда художественного музея в ней нуждается — об этом и не только в материале «АиФ-Мурманск».
Заплатка из газеты
Советский и российский живописец и график, народный художник РФ, член Санкт-Петербургского союза художников Андрей Яковлев хоть никогда и не жил в Мурманске, но относился к нему по-особенному. Именно у нас в краеведческом музее прошла его первая выставка по возвращении со Шпицбергена.
«После обучения в университете им. Репина он поехал на остров Шпицберген, где написал живописные и графические работы, — рассказала хранитель коллекции живописи Мурманского областного художественного музея Оксана Третьякова. — Там он в полевых условиях сам готовил холсты, использовал грунт из подручных материалов, даже кисти приходилось оттирать не растворителем, а скипидаром. Во многом именно поэтому сегодня этим картинам потребовалась реставрация».
Арктическая коллекция, а это около 20 полотен, поступила в художественный музей Мурманска из собрания семьи Яковлева в начале двухтысячных годов. По сути, вся она требует реставрации, последний раз его картины восстанавливали в 2016 году.
«У нас хранится достаточно обширная коллекция работ Яковлева, в которую вошли не только картины, написанные на Шпицбергене, но и его более поздние работы. Например, одна из последних — «Медовый спас» — свежая, воздушная и цветочная», — рассказала главный хранитель художественного музея Мария Кулинич.
На картинах были видны царапины, разрывы, заломы, кое-где холст начал разрушаться, и художник ставил заплату. Так, Яковлев на Шпицбергене заклеил разрыв листа кусочком «Литературной газеты». Реставраторы и его сберегли, теперь он станет ещё одним экспонатом нашего музея. Кроме того, на старом подрамнике удалось сохранить авторские подписи.
«Разрыв был заклеен японской бумагой и жидкой бумагой, — пояснила Мария Кулинич. — Процесс разглаживания холста многоступенчатый: фильтровальную бумагу, в том числе и влажную, прикладывали к полотну и прессом придавливали на несколько часов. Порой для того, чтобы восстановить холст, реставраторам приходится удлинять волокна, по сути штопать картину».
«Боялись дотронуться»
Сегодня есть определённые сложности с перевозкой музейных экспонатов. Если раньше можно было выкупить купе в поезде и на сиденье поставить климатический ящик с картинами, то теперь все предметы перевозят исключительно самолётом или автомобилем в сопровождении охраны наподобие инкассации. Именно поэтому картины на реставрацию стараются отправлять с какой-то выставкой. Все работы, конечно, страхуются перед перевозкой.
Реставрация двух живописных полотен и одной графики Яковлева обошлась примерно в 600 тыс. рублей.
«В государственном задании художественного музея заложены средства на ежегодную реставрацию. Стоимость работ зависит от многих факторов, поэтому сначала мы отправляем фотографии картины в мастерские, которые готовят предварительную оценку. Исходя из стоимости мы можем отправить одну, две или восемь работ на реставрацию, — пояснила Мария Кулинич. — У нас есть произведения XIX века, которые мы хотели бы отреставрировать, но, во-первых, сам процесс займёт несколько лет, а во-вторых, будет стоить свыше 1 млн рублей. Пока таких средств у нас, конечно, нет. На последнем реставрационном совете принято решение о необходимости восстановления 15 работ».
В постоянной экспозиции музея есть произведения, которые было бы хорошо укрепить: где-то начинаются отслоения, но всё это может немного подождать, уверены хранители.
«Появляются работы, которые находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реставрации. В первую очередь это произведения мурманских художников старшего поколения, например графика Михаила Кирина. Некоторые работы мы даже боимся трогать руками, потому что бумага уже рассыпается по краям», — добавила Мария Кулинич.
Самые известные реставрационные мастерские находятся при Академии художеств. Работы Андрея Яковлева восстанавливали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря в Москве. Интересно, что сейчас сотрудники этого учреждения занимаются возвращением к жизни картин из сгоревшего музея в Сухуме. В это трудно поверить, но даже полотна с выжжеными дырами можно восстановить.
Осенью 2024 года в КВЦ Русского музея в Мурманске пройдёт персональная выставка Андрея Яковлева к 90-летнему юбилею художника, среди прочих в экспозицию войдут и три восстановленные картины со Шпицбергена.