3 декабря ученики транспортно-логистического класса мурманской гимназии № 8 приняли участие в игровом уроке, который провёл сотрудник Мурманского морского торгового порта.
Как инновации скажутся на подготовке молодых специалистов?
Поколение Z
На старейшем предприятии Мурманска и крупнейшей стивидорной компании в Арктической зоне России вопросы воспитания будущих портовиков воспринимают не просто как часть миссии, но и как личный профессиональный и человеческий долг. Открытие на базе мурманской гимназии №8 профильного транспортно-логистического класса можно считать одним из элементов большой стратегии подготовки кадров для всей Мурманской области, уверены заполярные портовики. Подобные решения как нельзя лучше сочетаются с идеей сохранения трудового потенциала на Кольском Севере.
«Программа обучения в транспортно-логистическом классе разработана в соответствии со спецификой деятельности предприятия и с учётом требований вузов к уровню подготовки абитуриентов для поступления по направлению «менеджмент: логистика и управление предприятием». Программа предполагает углублённое изучение математики, общество-знания, введение в логистику, менеджмент, маркетинг. Гимназисты осваивают такие специальные сферы знаний, как география перевозок, коммерческая работа, различные аспекты транспортно-логистических услуг. На занятиях они изучают профессиональные термины на английском языке, пожарно-технический минимум, а также знакомятся с механизмами и перегрузочным оборудованием порта, опытом реализации масштабной экологической программы», – рассказал исполнительный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Алексей Рыкованов.
В учебном процессе задействованы представители предприятия. Гимназистам они читают лекции по своим направлениям деятельности. В частности, именно благодаря этому по окончании программы обучения выпускники уже хорошо знакомы со спецификой деятельности порта.
Инновацией этого учебного года для транспортно-логистического класса стали занятия в игровой форме. Про оборудование торгового порта, специфику его использования и обслуживания столь необычным способом 3 декабря ребятам рассказывал технический директор компании Евгений Гуляев. По его словам, элемент игры позволит заинтересовать старших школьников и облегчить учебный процесс.
«По опыту предыдущих лет я сделал вывод: школьники тяжеловато воспринимают повествование в лекционной форме, всё-таки тема для них ещё достаточно сложная. Поэтому решил немного переформатировать урок и добавил в него элемент командной игры, – рассказал Евгений Гуляев. – Мой сын, ровесник этих ребят, тоже относится к поколению Z. Совершенно точно могу сказать: это люди, мировосприятие которых основано на интересах. Если они не увлечены вопросом, то не будут что-либо делать, и никакая материальная мотивация здесь не поможет».
Надо признать, учеников транспортно-логистического класса удалось заинтересовать. По словам Евгения Гуляева, это один из главных итогов необычного занятия. Подростки были вовлечены в процесс, а это значит, что они смогут добиться неплохих результатов при работе в команде. Подобные качества сотрудников всегда очень ценятся, особенно на больших предприятиях.
К слову, помимо участия в обучении ребят, торговый порт оказывает помощь гимназии в развитии материально-технической базы. За минувшие годы на эти цели было выделено около 10 млн рублей.
Экзамен на будущее
Интересно, что для учеников транспортно-логистического класса проводят в игровой форме не только уроки, но и экзамены. По итогам обучения ребятам предстоит продемонстрировать свои знания. Наиболее способные ученики получат преимущества при поступлении на профильную специальность.
«С успешными выпускниками заключаются целевые договоры для поступления на квотируемые места по направлению «менеджмент: логистика и управление предприятием». Студенты, обучающиеся по целевому договору, получают дополнительную стипендию в течение всего времени обучения в МАГУ при условии хорошей успеваемости после каждой сессии, имеют постоянного куратора от предприятия, проходят в торговом порту всю практику. Аналогичное сотрудничество налаживается также и с Мурманским государственным техническим университетом. Те выпускники, которые поступают в иные профильные вузы, также получают дополнительные льготы при поступлении», – добавил Алексей Рыкованов.
По словам классного руководителя 11-го «Б» класса гимназии № 8 Мурманска Юлии Мишиной, сейчас её ученики вовсю заняты подготовкой к предстоящим аттестационным испытаниям. Преподаватель убеждена: в контексте такой работы знания, полученные на базе транспортно-логистического класса, станут отличным подспорьем и помогут завершить обучение с хорошими результатами.
«Благодаря проделанной работе дети успешно решают сложные задачи по математике. На мой взгляд, занятия, проводимые в профильном классе, поспособствовали подготовке к экзамену на достойном уровне, – считает Юлия Мишина. – Что касается курса логистики, дети его уже заканчивают, в декабре им также предстоит экзамен».
И надо сказать, такая работа заметно сказалась на увеличении числа выпускников, оставшихся в регионе и выбравших обучение по востребованным в порту профессиям. Так, в 2020 году половина выпускников транспортно-логистического класса (13 из 26) продолжают обучение в Заполярье. В частности, с тремя ребятами из профильного класса заключили целевые договоры на обучение в МАГУ по направлению «логистика».
Показали класс
Чуть больше года назад на базе всё той же гимназии № 8 в Мурманске открыли шахматный класс. Стоит сказать, что учебное заведение уже имело хорошую базу в этом направлении: здесь обучается одна из самых ярких юных шахматисток Ирина Полято, кроме того, команда гимназии неоднократно становилась победителем муниципальных и региональных соревнований «Белая ладья». Вместе с тем «оформление» имеющихся ресурсов в настоящий шахматный клуб только поспособствовало появлению новых талантов. Это стало возможным благодаря помощи Мурманского морского торгового порта.
3 декабря после основных уроков в шахматном клубе вовсю кипела работа: младшие школьники постигали азы игры в шашки. По словам преподавателя курса «Шашки для начинающих», педагога дополнительного образования гимназии № 8 Мурманска Анжелы Манушкиной, возраст её учеников не ограничен – всё зависит от исходных данных ребят.
«Опытные ученики меня даже обыгрывают! Всех обучим, было бы желание! – поделилась успехами своих воспитанников Анжела Викторовна. – Отрадно, что сегодня шашками и шахматами интересуются и совсем маленькие дети. Вот, например, не так давно один из учеников гимназии пришёл к нам вместе со своим пятилетним братом. Малыш делает успехи!»
Преподаватель рассказала, что занятия в шахматном клубе помогают не только развивать логику, усидчивость и пространственное мышление, но и мотивируют постигать азы спорта более предметно: в шахматном классе ввели даже своеобразную систему оценок.
«У ребят есть специальные тетрадки, туда вместо оценок мы наклеиваем «витаминки», наклейки с изображением фруктов, которые напомнят нашим воспитанникам в период полярной ночи ещё и о том, как важно правильно питаться. Они зарабатывают их за усвоение новых теоретических и практических навыков, за интересные ответы, изучение шашечного словаря. Тот, кто по итогам учебного года наберёт наибольшее количество «витаминок», получит кубок», – добавила педагог.
Результат взаимодействия градообразующего предприятия и образовательного учреждения – три выпуска успешных гимназистов, многие из которых выбрали работу в Арктике.
«Наше сотрудничество с гимназией № 8 Мурманска успешно развивается уже несколько лет в рамках реализации проекта создания профильного транспортно-логистического класса. Однако мы относимся к гимназии не просто как к цеху, который обучает предметников. Мы смотрим комплексно, чтобы это было полноценное учебное заведение, в котором ученикам будет комфортно, где они смогут получать обширные знания в различных областях», – добавил Алексей Рыкованов.