Поговори со мной. Почему дети в школе чувствуют себя чужими?

Во всём мире участились случаи агрессии среди школьников. Можно ли её каким-то образом обуздать? Об этом и многом другом «АиФ на Мурмане» размышлял с заместителем директора по воспитательной работе мурманской гимназии № 5 Татьяной Костиной.

   
   

Воспитание примером

Александра Кириченко, «АиФ на Мурмане»: – Татьяна Васильевна, складывается впечатление, что сегодня дети предоставлены сами себе: родители или на работе, или в гаджетах. Получается, вся ответственность за воспитание возлагается на школу?

Фото: Из личного архива

Татьяна Костина: – Это вечная проблема, кто более ответственен за воспитание ребёнка – семья или школа. Сегодня родители начинают кивать на школу, а школа – на родителей. Согласия не всегда можно достичь. А яблоком раздора становится ребёнок. Позитивный воспитательный эффект возможен только в том случае, если семья и школа работают вместе.

С младенчества малышом занимаются дома – это более индивидуальное целенаправленное воспитание. Затем в его жизни появляется социум: ребёнок приходит в детский сад, потом в школу. Это тот самый вид воспитания и обучения, который не могут дать родители: взаимоотношения между детьми, сверстниками, друзьями, в коллективе, общение со взрослыми людьми. И в это время – взросления, формирования личности – между родителями и школой должен быть найден компромисс. В законах написано, что школа и семья – партнёры. Ребёнок выиграет, если партнёрство будет не на бумаге, а в действительности.

– Неужели современные родители не понимают этого?

– К сожалению, не уделяя должного внимания процессу воспитания в 90-е годы, мы получили поколение родителей, которым свойственно потребительское отношение к школе. Именно от них можно услышать фразы «Вы учителя – вы и учите, а я работаю, мне некогда!». Поймите, учителя, как и образовательное учреждение, можно поменять, а вот родителей – нет. Поэтому взрослым надо научиться быть ребёнку друзьями, жить его интересами. Мы все заинтересованы в том, чтобы ребёнка понимали и любили, потому что главное чувство в жизни каждого человека – любовь. Безусловно, и учитель должен любить и уважать ученика, это не обсуждается. Когда я иду к ребёнку, то должна всегда желать ему быть умным, здоровым, грамотным. Я должна видеть в нём личность. Вообще, чтобы быть хорошим учителем и воспитателем, необходимо любить людей и желать им самого доброго, светлого и чистого. Только таким образом мы сможем воспитать нравственных людей.

Досье
Татьяна Костина. Родилась 31 июля 1963 года в Полярном в семье военнослужащих. Окончила Мурманский государственный педагогический институт в 1985 году. В гимназии № 5 работает с 2013 года.
   
   

Кроме того, ребёнок очень хорошо чувствует любую фальшь. Можно говорить множество хороших слов, но однажды, совершив неблаговидный поступок, есть риск навсегда потерять его расположение и веру в справедливость и честность. И это касается не только учителей, но и родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал, читайте сами, если хотите, чтобы он оторвался от компьютера, не стоит самим зависать в социальных сетях, хотите, чтобы был физически здоров и развит, занимайтесь физической культурой и правильно питайтесь. Больше проводите времени вместе и воспитывайте детей собственным примером.

Нужно каши больше есть

– А какие у родителей сегодня претензии к школе?

– Главные претензии – много домашних заданий, большая учебная нагрузка. Недопустимо, когда необходимые знания и умения, недополученные на уроке, учителя компенсируют за счёт домашнего задания, но здесь надо смотреть по каждому факту отдельно.

Конечно, в период учёбы, большого интеллектуального труда мы должны заботиться о здоровье детей, особенно на Севере, где есть недостаток кислорода и 40 дней длится полярная ночь. На это время в образовательных учреждениях Мурманска учащиеся 1–7-х классов освобождаются от домашних заданий на выходной день и контрольных работ, а для учащихся 8–11-х классов предусматривается облегчённый вариант домашних заданий. Также следует порекомендовать соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых, спорт и полноценное питание. Недаром говорят: «Человек есть то, что он ест». Если ребёнка не научить правильно питаться, в том числе есть суп и кашу, то откуда у него возьмутся силы для преодоления трудностей?

Ещё родителям не всегда нравится, что в классе много детей. Лично мне тоже хотелось бы, чтобы учеников было поменьше. К примеру, недавно по погодным условиям были отменены уроки в начальной школе. Тем не менее ко мне в класс пришли 12 человек. Я сказала: если пришли, будем заниматься. Все у доски успели побывать, пообщаться с учителем, между собой и ушли счастливые. К сожалению, сегодня мы не можем обеспечить меньшую наполняемость классов.

- Татьяна Васильевна, за годы вашей работы были случаи, когда дети проявляли агрессию?

– В моей практике таких случаев не было. Но нужно понять, почему дети себя так ведут. Среда сегодня воспитывает не меньше, а порой и больше, чем педагог. Давайте попытаемся разобраться, каковы факторы, повышающие агрессию у детей. Во-первых, высокий уровень ненужной, негативной информации, которую получает ребёнок. Зачастую он не готов к объективному восприятию информации, которую можно почерпнуть из Интернета. Раньше многие детские фильмы носили воспитательный характер, а мультфильмы учили честности, справедливости, добру и состраданию. Сегодня, к сожалению, мало фильмов нравственного содержания для детей. Хотела бы порекомендовать родителям быть повнимательнее к тому, какие передачи смотрит их ребёнок, какие сайты он посещает. В настоящее время в помощь родителям и детям разработаны специальные памятки по безопасности в Интернете.

Во-вторых, подростковый возраст – это период самоутверждения и бунтарства, когда ребёнок, с одной стороны, желает независимости, а с другой – не имеет своих устойчивых интересов и очень зависим от чужого мнения. Недостаток жизненного опыта приводит к большому количеству вопросов, на которые подросткам самим трудно найти ответы. Но всегда ли сегодня можно пообщаться со взрослыми? Раньше, когда семьи были большими и все жили вместе, недостаток родительского внимания компенсировался старшим поколением – бабушками, дедушками. Сегодня зачастую они тоже работают. Ребёнок остаётся со своей проблемой один на один. Недостаток общения с родными может привести к тому, что он пойдёт на улицу или станет подписчиком опасных социальных сообществ. И последствия этого могут быть очень печальными.

– И тогда на помощь должна прийти школа?

– Да, должна. Внимательный учитель, он же классный руководитель, первым должен увидеть, что с ребёнком происходит, что его беспокоит и тревожит: всё ли благополучно в семье, не одинок ли он в классе, чем занят в свободное время. Должен помочь преодолеть трудности и дать возможность себя реализовать не только на уроке, но и после. Для этого мы организуем и проводим большое количество внеклассных творческих мероприятий, позволяющих ученикам чувствовать себя нужными, значимыми и успешными. Ведём ежемесячный мониторинг, где классные руководители ставят социально-психологическую службу в известность о наличии или отсутствии фактов жестокого обращения в семье, пропусков и уходов с уроков без уважительной причины, признаков суицидального проявления.

Уже год в нашей гимназии работает «Почта доверия», куда дети анонимно могут направлять любые обращения, подписываясь ником (псевдонимом). На каждое письмо мы даём ответ, который в свободном доступе располагается на стенде. Анонимность помогает выявлять чувства детей, их реальные мысли, понимать, что их беспокоит, чем они заняты в течение дня. За это время обработано больше двадцати писем. Содержание разное: от жалоб на одноклассников, учителей, родителей до выдумок в стиле новомодных увлечений на тему аниме, компьютерных игр и др. Смысл ответов – взрослое видение «проблемы» и ненавязчивый призыв задуматься о том, что и зачем мы делаем в жизни, что в ней ценно, а что второстепенно.