«К вам едет курьер!» Стала известна новая мошенническая схема обмана

Александра открыла СМС, которое пришло от сервиса «Сравни». © / freepik.com

С начала 2025 года в Мурманской области было отражено около 1,3 млн потенциальных киберугроз. Однако северяне продолжают отдавать мошенникам миллионы рублей.

   
   

Так, читатели «АиФ–Мурманск» рассказали, как им названивали «курьеры» из службы доставки различных товаров.

Пятничным вечером

«В разгар рабочего дня мне позвонили с московского номера и сообщили, что на моё имя оформлен заказ из популярного магазина чая и кофе, в котором я действительно ранее оформляла доставку. На мой вопрос, от кого этот заказ, мне ответили, что подарок от организации, внутри будет лежать открытка, в которой всё указано, — рассказала мурманчанка Александра. — Меня это ничуть не смутило, потому что к нам в офис часто доставляют различные подарки и комплементы корпоративных клиентов. Собеседник уточнил, в какое время мне удобно получить заказ, затем назвал наш адрес и сказал, что в СМС отправлен код накладной, который я должна ему продиктовать. Мне пришло пуш-уведомление на смарт-часы, и, не открывая СМС, я назвала четыре цифры. Мы вежливо попрощались, пожелав друг другу хорошего пятничного вечера».

Стоит ли говорить, что курьер не приехал. Опомнившись, Александра открыла СМС, которое пришло от сервиса «Сравни», в сообщении указан код для входа или регистрации на портале и просьба никому его не сообщать.

«Этот сервис позволяет подать заявки на кредиты или вклады в банке, сравнить предложения и выбрать наиболее выгодное, — продолжает Александра. — Но я на нём никогда не была зарегистрирована, поэтому моих документов — паспортных данных, прав, СНИЛС — там нет. Я понимала, что мошенники не смогут похитить мои данные, не смогут оформить микрозаём или кредит, потому что нельзя провести идентификацию клиента с документами. Оставалась непонятной ситуация, как они могут мне навредить. Тем более что ещё весной я сделала самозапрет на выдачу кредитов».

На самом деле схема с высланным кодом — давно протоптанная дорожка. Если не удаётся похитить персональные данные и оформить кредит, то включается всем известная история с «безопасным счётом».

Лжесотрудники Роскомнадзора или полиции, как правило, предлагают перевести деньги на «безопасный счёт».
   
   

«Спустя время мне поступил звонок в новом мессенджере, я его сбросила. Затем уже по мобильной связи с московского номера позвонил якобы сотрудник Роскомнадзора, который сообщил, что недавно я назвала код мошенникам и теперь все мои деньги на банковских картах находятся под угрозой. Необходимо срочно их перевести на безопасный счёт, — продолжает Александра. — Тут мне стала понятна вся схема, я положила трубку и заблокировала номер. Никаких негативных последствий у меня не было. Скорее, был положительный момент: поняла, что необходимо быть ещё более внимательной и всё перепроверять».

Кроме того, северянам звонили «курьеры» из популярных гипермаркетов, с почты и даже из химчистки.

«Мне позвонили и сказали, что моё одеяло постирано и они готовы отправить курьера, — рассказала северянка Наталья. — Я действительно накануне сдавала одеяло в химчистку в Мурманске, вот только сотрудники меня предупредили, что заказов очень много, поэтому забрать его я смогу только через неделю. Понятно, что всякое бывает. Я уточнила, когда сможет приехать курьер. Как оказалось, он уже выехал, но мне это было неудобно. Я сказала, что сама заеду в химчистку после работы. За отмену заказа меня попросили назвать код, который они отправили по СМС».

Так история повторилась.

Про «вторую руку»

С 1 сентября в России вступили в силу нововведения, которые должны защитить людей от мошенников: входящие звонки теперь маркируются как «банк», «служба доставки», «поликлиника», а главное — СМС с кодом доступа к «Госуслугам» будет приходить после завершения разговора.

Фото: АиФ/ Дарья Антонычева

Кроме того, теперь россияне могут отказаться от спам-обзвонов или разрешить принимать звонки лишь от определённых компаний, для этого потребуется написать заявление своему оператору связи.

Ещё одно нововведение — теперь любой желающий может назначить себе доверенное лицо, к которому банк обратится для подтверждения финансовых операций. Это может быть родственник или близкий друг. Если операция покажется помощнику подозрительной, он может отклонить её в течение 12 часов. Услугу можно подключить в банке, но потребуется личное участие клиента. Сервис «второй руки» позволит защитить от мошенников наиболее уязвимые категории граждан — пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья, подростков. Даже если такой человек поверит мошенникам и будет готов выполнить их указания, перевод денег на сторонние счета или запрос на снятие наличных в банкомате может отклонить его доверенное лицо.

Кроме того, с 1 сентября вводится «период охлаждения» для кредитов и займов от 50 тыс. рублей: деньги заёмщики получат не сразу после оформления договора, а с небольшой отсрочкой.

«Это всё, конечно, очень хорошо. Но почему бы не сделать специальный кол-центр, по которому можно было бы сообщать о звонках мошенников, — предложила 95-летняя мурманчанка, читательница «АиФ на Мурмане» Зинаида Михайловна. — В последнее время очень часто звонят мошенники, а дозвониться участковому или в полицию, чтобы сообщить номер, практически невозможно».