В Москве прошло заседание комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика» под руководством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса.
Вопрос безопасности
В июне 2024 года во время пленарного заседания Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин объявил о решении сформировать в рамках Госсовета комиссию по развитию арктических регионов и Северному морскому пути. Он заявил, что Севморпуть становится востребованной глобальной артерией: в перспективе объёмы грузоперевозки могут превысить 150 млн тонн.
Чуть позже Владимир Путин назначил губернатора Мурманской области Андрея Чибиса на должность председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика».
«Борьба за арктические ресурсы активно наращивается со стороны оппонентов нашей страны. Широкомасштабное освоение арктических ресурсов можно осуществить только при наличии развитой логистики, человеческих ресурсов и соответствующих инвестиций. Северный морской путь — самый короткий морской транспортный коридор между Азией и Европой. Безусловно, экономически, географически он плотно связан со всей Арктической зоной нашей страны, — заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис на заседании комиссии Госсовета. — В соответствии с поручением президента принят план развития СМП. Подготовлен проект «Большой Северный морской путь» в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». Мы находимся в режиме поиска дополнительных решений, чтобы обеспечить выполнение задач, поставленных президентом для развития и Арктики, и Севморпути. Это требует больших инвестиций, но их стоит рассматривать как инвестиции в безопасность нашей страны, а не только как коммерческую окупаемость.
По его словам, необходимо актуализировать систему стратегических документов, касающихся развития АЗРФ и её транспортной системы, включая Севморпуть, с расширением горизонта планирования до 2050 года с учётом новых геополитических вызовов и нового опыта работы.
Привлекательный коридор
Участники «арктической» комиссии совместно с экспертами обсудили, как сделать Севморпуть коммерчески привлекательным коридором для судовладельцев.
«Мы увидели удачный пример, как «Совкомфлот» вошёл в этот проект больше 10 лет назад. И, по сути, мы без участия иностранных компаний смогли обеспечить вывоз углеводородов. Хотя это было непросто. Наша задача на этом этапе — сделать перевозчика с балкерным флотом, контейнеровозами. И сегодня такая возможность есть. У Росатома имеется ряд крупных логистических компаний, которые могут эти грузы перевозить. Ну и конечно, задача, одна из важнейших, я считаю, — обеспечить международный транзит на Северном морском пути. Тогда мы сможем сказать: международный транспортный коридор СМП состоялся», — считает советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин.
Участники «арктической» комиссии сошлись во мнении, что необходимо строить суда высокого ледового класса и обеспечить загрузку коммерческого флота с Востока на Запад. Кроме того, нужно привлечь к развитию Севморпути партнёров из дружественных стран, например из Китая и Индии.
Начальник Управления Президента РФ по вопросам национальной морской политики, заместитель председателя Морской коллегии РФ Сергей Вахруков предложил создать отдельный нацпроект «Северный морской путь и Арктика».
Национальный приоритет
Сегодня в мировой Арктике проживает 5,5 млн человек, включая население США, Канады, Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и, конечно, России, в арктической зоне которой проживает 2,5 млн человек.
Российская Арктика формирует около 15 % ВВП страны и около 20 % экспорта, там проживает почти 2,5 млн человек.
«Развитие АЗРФ — национальный приоритет. Российская Арктика формирует около 15 % ВВП страны и около 20 % экспорта, там проживает почти 2,5 млн человек, что является самым высоким значением численности населения среди стран мировой Арктики. Реализация экономического потенциала Арктики, которая приносит в бюджет страны каждый шестой рубль, требует особых механизмов опережающего развития инфраструктуры, научно-технологической базы, социальной сферы в опорных населённых пунктах АЗРФ, где проживает более 70 % населения АЗРФ», — прокомментировал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Андрей Чибис предложил поставить в приоритет мероприятия мастер-планов опорных арктических населённых пунктов в нацпроектах, а также смягчить критерии предоставления субсидий регионам АЗРФ. Кроме того, необходимо зафиксировать лимиты 100 млрд рублей для инфраструктурных бюджетных кредитов для Арктики, выделенных на реализацию мастер-планов арктических и дальневосточных регионов. Члены «арктической» комиссии согласились, что с учётом непростых климатических условий Севера и высоких финансовых издержек необходимы дополнительные механизмы и инструменты для повышения качества жизни: выработка стандарта арктической медицины, возможность запуска отдельного трека в рамках всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды для регионов АЗРФ и предоставлению им возможности направить средства от списания 2/3 задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам на модернизацию жилищного фонда.
Мы создали специальный реестр лучших практик жизни на Севере, доказавших свою эффективность в условиях сурового арктического климата, больших расстояний, полярной ночи.
Алексей Чекунков предложил увеличить коэффициент в рамках ОМС для арктических территорий.
«Мы создали специальный реестр лучших практик жизни на Севере, доказавших свою эффективность в условиях сурового арктического климата, больших расстояний, полярной ночи, — рассказал Алексей Чекунков. — В реестр вошли 250 технологий, которые уже локально применяются в различных сферах: в социальной инфраструктуре, транспортной системе, городской среде, сервисах для граждан. В их числе система мониторинга вечной мерзлоты и технологии волнового контроля устойчивости зданий, гибридная энергетика, мобильная медицина, энергоэффективные технологии строительства жилья, системы городского освещения, тёплые остановки, арктические фермы, автомобили повышенной проходимости и другие решения. Следующий шаг — внедрение и тиражирование лучших практик во всех арктических регионах страны».
Предложения губернаторов
По словам Алексея Чекункова, на заседании прозвучали конкретные предложения, которые Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики поддерживает.
Инициативы понравились и губернаторам арктических регионов. Так, глава Архангельской области Александр Цыбульский поддержал все предложения, которые озвучил Андрей Чибис в докладе. Он считает, что глава Мурманской области взял на себя непростую миссию объединить все усилия арктических регионов и постараться сгладить межрегиональную конкуренцию.
Цыбульский также отметил, что потребуется помощь комиссии и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ в получении рекомендаций федеральных органов власти о приоритетном выделении средств в рамках нацпроектов и федеральных программ на реализацию мастер-планов опорных территорий, а также предложил внести в протокольные решения комиссии предложение для арктических регионов сохранить уровень софинансирования реализации нацпроектов не только при проведении капремонтов жилых домов, но и при переселении из ветхого и аварийного жилья, который определён президентом России, — 2 %.
«То же самое касается модернизации коммунальной инфраструктуры. У нас сегодня предлагается софинансирование на 35–36 % из регионального бюджета. Это неподъёмно, — убеждён Александр Цыбульский. — Почему мы можем выходить с этим предложением? Потому что северные арктические территории с учётом специфики, климата недофинансировали первые 20 лет постсоветского периода. У нас точно эта проблема сегодня стоит наиболее актуально. Поэтому тоже просил бы выйти с этим предложением, чтобы уровень софинансирования был сохранён в тех параметрах, которые определены постановлением Правительства РФ».
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Молодёжь и дети» Дмитрий Артюхов предложил дополнительно проработать тему северных надбавок:
«Вопрос достаточно дорогостоящий, и его решение идёт медленно. Предлагаю в рамках работы комиссии эту тему додавливать».
Надо сказать, системную поддержку комиссии оказывает помощник президента РФ, секретарь Госсовета Алексей Дюмин. Андрей Чибис поблагодарил его за плодотворное взаимодействие.