А мы идём на Север! В Мурманске встретили полярников с дрейфующей станции

Полярники жили в одноместных каютах, а кормили их как в ресторане. © / Александра Михова / АиФ

21 мая в России отмечают День полярника. Накануне в Мурманск спустя 20 месяцев вернулась экспедиция «Северный полюс – 41».

   
   

Платформа дрейфовала через весь Северный Ледовитый океан. Экспедиция преодолела три тысячи морских миль от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген, были получены уникальные данные о природе Арктики. Как встречали полярников в Мурманске — в материале murmansk.aif.ru.

Работа на льдине

Россия возобновила программу высокоширотных дрейфующих исследований, которую в далёком 1937 году начали герои-папанинцы.

«Мы решили оставить нумерацию, поэтому в Мурманск вернулась экспедиция «Северный полюс – 41», — пояснил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Проект показал эффективность работы дрейфующей станции, особенно во льдах. Надо сказать, корпус судна практически не изменился за время экспедиции — даже краска не повредилась. Кстати, у полярников был и ледовый лагерь, но постоянно учёные там не жили — по утрам приходили на работу.

Справка
Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» — уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17).

«Было несколько ситуаций, когда льдина вокруг оборудования разрушалась, ледовый лагерь приходилось быстро сворачивать, — рассказал Макаров. — Какие бы ни были технологии, работа в Арктике — серьёзное испытание, наши полярники — герои».

   
   

К учёным около 30 раз приходили белые медведи, чаще всего у Земли Франца Иосифа и Шпицбергена. Звери вели себя по-разному, кое-какие вещи попортили, например палатку порвали. В экспедиции был специалист по безопасности, который с оружием на льдине наблюдал за мишками. К счастью, ни один летально не пострадал: животных вовремя замечали и отпугивали судовым прожектором и тифоном.

В порту Мурманска собрались родственники, друзья и коллеги полярников, были мужчины, которые пришли с цветами.

«Я работаю айтишником в институте в Санкт-Петербурге, приехал специально, чтобы встретить наших полярников. Во время экспедиции мы, конечно, переписывались, но хотелось увидеться лично», — рассказал Александр.

Едва сойдя на землю, капитан ЛСП «Северный полюс» Андрей Кубик доложил обстановку: «Экспедиция успешно закончена, судно ошвартовано без происшествий в порту Мурманск. Заболевших нет. Поломок нет».

Время открытий

С запуском ледостойкой самодвижущейся платформы Россия получила возможность проводить научные исследования в высоких широтах: от метеорологических до геофизических, гляциологических, сейсмических и аэрологических.

Сейчас стоит задача обеспечить круглогодичную навигацию на Восток, чего раньше никогда не было.

«Геологи отбирали пробы дна Северного Ледовитого океана. Знания последовательности слоёв требуются для составления карт внешней границы континентального шельфа, — уточнил Александр Макаров. — Чуть больше нам удалось узнать, как воды Тихого и Атлантического океанов влияют на лёд в Арктике: это необходимо для уточнения прогностических моделей навигации на Севморпути. Сейчас стоит задача обеспечить круглогодичную навигацию на Восток, чего раньше никогда не было. Для нас это научный вызов, необходимо составить точные прогнозы для судов и копаний, которые работают в Арктике».

Фото: АиФ/ Александра Михова

По словам учёных, ледовые минимумы были зафиксированы в 2007, 2012 и 2019 годах. За последние пару лет ситуация стабилизировалась: сегодня в восточных морях можно встретить даже тяжёлые льды, чего в последние годы не было.

Океан в очередной раз показал: мы далеко не всё о нём знаем, есть ещё что изучать и над чем работать.

«Наш дрейф сам по себе уникален: ни один прогноз времени и траектории движения не оправдался. Мы рассчитывали, что в течение года завершим работу, а получилось 20 месяцев. Океан в очередной раз показал: мы далеко не всё о нём знаем, есть ещё что изучать и над чем работать, — рассказал начальник экспедиции «Северный полюс – 41» Кирилл Фильчук. — Мы наблюдаем значительные изменения ледового покрова: он деградирует по сравнению с 10–20 годами ранее, а значит, мы не можем планировать высадку людей на лёд и ожидать, что они спокойно продрейфуют».

Ровно 20 месяцев ребята находились в экспедиции, большая часть научного состава приняла решение отработать всё время, лишь несколько специалистов заменили во время ротации. Фото: АиФ/ Александра Михова

В сентябре 2023 года в экспедицию отправились 32 учёных, в том числе и мурманский биолог.

«Нам удалось собрать очень интересный материал, который ещё только предстоит проанализировать. Мы изучали глубины до четырёх километров: дно, толщу воды и лёд — охватывали всю экосистему. Очень мало информации, о том, как и что происходит подо льдом, — рассказала murmansk.aif.ru научный сотрудник Мурманского морского биологического института, руководитель биологического отряда Ольга Зимина. — Сейчас все говорят: лёд тает, всё меняется, — но мы не знаем, так ли это на самом деле».

Не успели российские учёные разобрать вещи, как уже готовится новая экспедиция в высокие широты «Северный полюс – 42», старт которой запланирован на август – сентябрь 2024 года.

Фото: АиФ/ Александра Михова