Крепкий узел? Якорному проекту Заполярья придадут ускорение

Дмитрий Дубов / Из личного архива

Реализация ключевого для Заполярья проекта проходила не без сложностей. Перспектива потерять «якорный» статус для МТУ вырисовывалась достаточно отчётливо. Какое будущее у транспортной инфраструктуры сегодня? Узнавала корреспондент «АиФ на Мурмане».

   
   

Угольные возможности

Создание Мурманского транспортного узла готовит Заполярью большие перспективы. Проект предусматривает организацию круглогодичного глубоководного морского центра по переработке нефтепродуктов, сжиженного газа, угля, удобрений, крупнотоннажных контейнеров, строительных грузов и грузов снабжения арктических месторождений и промышленных центров, вдоль трассы Северного морского пути.

Вице-президент Северной торгово-промышленной палаты Андрей Ильин: «Развитие МТУ будет способствовать расширению возможностей бизнеса Кольского края, в том числе в таких отраслях, как строительство, транспорт. Регион начнёт получать реальные доходы в бюджет от проекта тогда, когда будет сформирована производственная площадка. Говорить о том, что можно каким-то образом ускорить возврат денег в виде инвестиций, сложно. Те возможности, которые будут затронуты в ходе становления и развития проекта, уже создадут ряд предпосылок, в том числе и в насыщении бюджета. Ряд невостребованных на сегодняшний день структур, готовых принять участие в экономическом развитии области, могут дать дополнительный толчок к насыщению региональной казны».

Особенно интересна для инвесторов перспектива появления здесь угольного терминала «Лавна», рассчитанного на перевалку угля - до 18 млн тонн в год. Сегодня очень хорошая внешнеэкономическая конъюнктура по углю, и, естественно, компании стремятся к тому, чтобы расширять его экспорт на внешние рынки. Все понимают, что потерять такую возможность просто недопустимо. Вопрос, который мог застопорить дальнейшее положение дел, - финансовый. Однако решение удалось найти. Правительство РФ определило концессионера, на чьи средства работа будет продолжена. Им станет «Лавна» - дочернее предприятие государственной транспортно-лизинговой компании.

«Эффект от такой работы, несомненно, велик: это и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления, и, что мне кажется очень важным, большой экологический вклад. Перевалка угля требует обеспечения экологической безопасности, сегодня решения проекта самые передовые и современные», - прокомментировал министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

«Рваные темпы»

Немало вопросов в предыдущие годы вызывали и темпы возведения ключевых сооружений. Масштабная стройка требовала и сил, и средств. Единственно возможное решение, к которому пришли на уровне руководства страны, - переход на форсированный график строительства.

   
   

«Заказчик приступил к проекту в сложных условиях, да и подрядчик работал довольно рваными темпами. Это проблема, которая всегда приводит к удорожанию стройки и к тому, что у нас по времени разбалансируется качество проектной документации. Так быть не должно», - высказался заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов.

Итак, к началу 2021 года проект строительства железнодорожной инфраструктуры и инфраструктуры в морском порту на западном берегу Кольского залива должен быть завершён. Дело за малым - подписать концессионное соглашение и доработать финансовую модель.

«Мы можем констатировать: точка невозврата в строительстве Мурманского транспортного узла пройдена. Сегодня мы связываем свои перспективы с развитием Арктики, Северного морского пути, - считает губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - У каждого арктического региона есть свои конкурентные преимущества. Ямал - ресурсная база, Ненецкий автономный округ - тоже, крупнейшим логистическим центром для решения этих вопросов становится Мурманск».

Как особо отметили в правительстве региона, сегодня многие крупные компании, особенно те, что разрабатывают арктический шельф, уже планируют создание береговых баз обеспечения у нас, на Севере. Это говорит о том, что альтернативы порту Мурманска не существует.

Смотрите также: