О возрождении русских традиций murmansk.aif.ru порассуждал с меценатом Александром Терлецким.
«Пришлось выйти из тени»
Александра Михова, murmansk.aif.ru: Александр, на открытии первой благотворительной столовой в Мурманске вы сказали: «Когда добро бездействует, зло побеждает». Давно ли вы следуете этому принципу?
Александр Терлецкий: Это фраза из фильма, и у неё есть логическое продолжение: «Когда добро бездействует, зло побеждает. Правда, в два раза короче». Получается, нам нужно придать ускорение действиям добра.
— Как вы лично пришли к благотворительности?
— Это длинный путь к самому себе через разные города, пробы и ошибки. Я даже ставил эксперименты. Например, хочу купить торт не за 1 тыс. рублей, а за 5 тыс. рублей. И в кошельке есть ровно 5 тыс. рублей. Но ведь можно купить за тысячу рублей, и тогда ещё останутся деньги. Однако я вынимаю всё до копейки из кошелька, трачу их на торт — и всё начинает работать! Тем самым я говорю: это мой уровень, я так планирую делать.
Мама рассказала мне историю из моего детства. Мы часто стояли на остановках общественного транспорта в Мончегорске. Когда встречались бабушки, я всегда говорил: «Мама, дай мне денежку, я им дам». Философия совершенно проста: для меня важно быть значимым — для бизнеса, сотрудников и совершенно незнакомых мне людей. Вчера к нам в благотворительную столовую на обед пришли 126 человек. Кто-то из них смог пожертвовать какую-то денежку, остальные поели бесплатно. И нам совершенно неважно, кто пришёл – чиновник, работяга или кто-то ещё, для всех будет одинаково вкусно приготовлено. Никто не лезет в душу, не спрашивает о прошлом, не комментирует настоящее и не предсказывает будущее. Пришёл, поел, смог заплатить — хорошо, а нет, то и не надо.
Кстати, к нам приходят за бесплатным обедом бабушки 70–80 лет, они всю жизнь отработали, в том числе и на страну. Никто в этом не виноват, так вышло. Они приходят, знакомятся, общаются и, конечно, получают горячий обед.
— Знаю, что вы не только в Мурманске занимаетесь меценатством, но и про родной Мончегорск не забываете, правда?
— В 2019 году мама поделилась со мной идеей открыть при воскресной школе и храме фонд «Светоч». Они начинали с мелочи: 1 400 рублей тратили в неделю. Спустя время мы заключили договор между моей компанией и фондом и теперь 30 тыс. рублей ежемесячно переводим уже на протяжении трёх лет. В Мончегорске на обед приходит 95–100 человек. Я понял, что могу помогать большему числу людей. Мама рассказала мне про фонд «Добрый мир» в Мурманске, я инкогнито несколько месяцев переводил туда деньги.
На самом деле с руководителем «Доброго мира» Алексеем Пенкиным мы вживую познакомились только спустя год на открытии благотворительной столовой. Я ему очень доверяю, и он моё доверие всецело оправдывает.
— К слову, об инкогнито. Существует два мнения. Первое — благотворительность любит тишину. И второе — что об этом следует говорить, ведь ваш пример может стать заразительным для других людей. Вы почему решили от инкогнито перейти к публичности, что послужило триггером?
— Вы правильно заметили: до определённого момента я молча переводил деньги, но решение об открытии столовой стало для меня тем самым триггером. Пришлось выйти из тени, расправив плечи. А всем комментаторам я скажу следующее. Есть такая притча: волки загнали собаку, окружили и решили съесть. Но собака сказала: «Погодите, я вам ещё пригожусь, будем на зверя ходить, я вас всему научу». Так два года жили бок о бок. Потом настал голодный год, и волки всё-таки сожрали собаку. Стоят у могилы и думают, надо как-то подписать венок: «От друзей» — ну какие друзья, сожрали же. «От врагов» — нет, вроде вместе жили. Напишем: «От коллег». (Смеётся.)
Так вот, заявляя о меценатстве, мы влияем на мнение людей. Вся команда фонда делает своё дело и тем самым оказывает воздействие на других людей. Мы помогаем помогать, поэтому я решил выйти из тени, чтобы остальные это увидели. Я — топливозаправщик, а волонтёры — целый механизм, благодаря их труду нуждающиеся получают горячие обеды.
«Люди просыпаются»
— С вашей точки зрения, чем меценатство отличается от спонсорства?
— Спонсорство — это ожидание возврата, а меценатство — конечный путь. Например, у спортивных турниров есть спонсоры, что предполагает размещение логотипов на аренах, а также ожидается, что за счёт спортсменов получится заявить о компании. Это тоже очень важно. Мне кажется, меценатство — это спасение души, а спонсорство — это про бизнес.
— Наверное, всё-таки меценатство тоже предполагает возврат, но не деньгами, а эмоциями. Помните свои чувства, когда вы впервые перечислили деньги на горячий обед?
— Да, я внутри испытал драйв, почувствовал свою значимость. Сначала по воскресеньям мы кормили 100 человек, потом — 200–250 человек. И вот так постепенно дошагали до 500–600 человек. Я перевожу деньги и вижу результат. Понимаете, самое главное, что борщом, котлетой с гарниром и хлебом напиться нельзя. Мы не смотрим, кто к нам пришёл: это человек, и он голоден. Мы в его ботинках не сделали ни единого шага. В день в столовой мы кормим 145 человек – итого 725 в неделю, или 37,7 тыс. человек в год. И в точках — 31,2 тыс. человек в год. Суммарно около 70 тыс. людей. Это реальная цифра, кто бы что ни говорил.
— Как вы думаете, можно ли сказать, что сегодня вновь возрождаются традиции русского меценатства, снова появляются Мамонтовы, Третьяковы, Морозовы? Или ваш пример — это единичный случай?
— Я уверен, что традиции возрождаются. Посудите сами, мы открыли площадку, на которой каждый может почувствовать себя нужным, попробовать себя в роли мецената. Возможно, у вас скопились дома килограммы пайковых макарон или круп — приносите нам. Или приходите почистить картошку. А возможно, у вас есть лишние 20 тыс. рублей и вы хотите прочувствовать эту эмоцию значимости, прожить день не зря. Мы всегда открыты, помощь лишней не бывает. Если в чём-то сомневаетесь, придите и посмотрите.
У меня есть друзья, которые говорят: «Саш, вот у меня есть 10 тыс. рублей, ты же всё равно будешь переводить, отправь и за меня». Кто-то это делает единоразово, кто-то почаще. Люди просыпаются, просто им надо помочь.
Кроме того, мы живём в очень интересное, но непростое время: чем ближе к друг другу, тем легче, важно вовремя подставить плечо. Это и будет тем самым небездействием добра.
Интересно
День мецената и благотворителя отмечают в нашей стране 13 апреля. Считается, что дата связана с днём рождения Гая Цильния Мецената, известного римского аристократа, покровителя поэтов, художников, артистов и музыкантов. В историю также вошли его слова «Surge tandem, carnifex!» («Да полно же тебе, мясник!»), которыми Меценат однажды удержал императора Августа от подписания смертных приговоров.