Через пень-колоду. Жители Мурманска жалуются на вырубку деревьев в городе

Зачастую о сносе зелёных насаждений или обрезке деревьев местные жители узнают по факту происходящего. © / АиФ на Мурмане

Мурманчане недовольны вырубкой деревьев в черте города. Особенно жителей возмутило спиливание тополей у бывшего кинотеатра «Родина».

   
   

Проверка на аварийность

В Мурманске возле бывшего кинотеатра «Родина» вырубили тополя, посаженные ещё в 60-х годах, что предсказуемо вызвало негодование местных жителей.

«За 2020–2021 годы поступило более 160 обращений по поводу проведения агротехнических мероприятий с зелёными насаждениями».

«Это произошло в связи с тем, что массово за последние два года стали поступать обращения от граждан с просьбой удаления частей деревьев или веток. По информации, полученной от единой дежурно-диспетчерской службы, за 2020–2021 годы поступило более 160 обращений по  поводу проведения агротехнических мероприятий с зелёными насаждениями, – рассказал заместитель председателя комитета по развитию городского хозяйства администрации Мурманска Иван Зотов. – Лично мне возмущение жителей, конечно, понятно. Все мы прекрасно знаем, в каком регионе проживаем, все жители трепетно относятся к нашей природе. Но бывают такие случаи, когда эти мероприятия просто необходимы».

«Деревья при наличии обширных сухобочин, большого количества скелетных побегов, тел грибов переходят в разряд аварийных».

К слову, специалисты Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН по договору с городским управлением дорожного хозяйства проверили 40 деревьев, в отношении 90 провели научную консультацию. Это деревья на проспекте Ленина, улицах Академика Книповича, Челюскинцев, Профсоюзов, Воровского, Карла Маркса, Капитана Егорова, Хлобыстова, Адмирала флота Лобова.

«Деревья испытывают колоссальную нагрузку от произрастания в городской среде, и среди тех 40, которые мы обследовали, полностью здоровых не было ни одного, – прокомментировала старший научный сотрудник лаборатории дендрологии, кандидат биологических наук Оксана Гончарова. – В зоне комеля (нижняя часть ствола. – Прим. ред.) практически у всех обнаружены сухобочины (повреждения коры, которые оголяют древесину. – Прим. ред.), дупла, отслаивания коры, мицеллярные плёнки. Наличие мицеллярных плёнок и плодовых тел грибов – первый сигнал, что дерево начинает гнить. Практически на каждом в основании кроны и на скелетных побегах были опасные V-образные развилки. Под корой нашли личинки стволовых вредителей, плодовые тела грибов, в развилке тополей уже начали расти рябины. Вообще деревья при наличии обширных сухобочин, большого количества скелетных побегов, тел грибов переходят в разряд аварийных. По совокупности всех имеющихся факторов мы рекомендовали удаление, в ряде случаев – корректирующую обрезку. Такие проверки рекомендуется проводить хотя бы раз в год, но к нам за обследованием на факторы риска обратились в первый раз».    
   

«После войны тополя высаживали чаще всего, потому как они быстро растут».

Как пояснили учёные ПАБСИ КНЦ РАН, тополя – нетипичные для нашей местности деревья. При своей способности быстро расти и хорошо переносить мороз они абсолютно неустойчивы к ветровым нагрузкам, а ведь растут они вдоль автомобильных и пешеходных дорог. Всего этой осенью по рекомендации специалистов удалено 38 аварийных деревьев. На их месте будут высажены рябины, клёны или сирень.

Сейчас во многих городах России идёт замена тополей на другие деревья. Как пояснили эксперты, после войны тополя высаживали чаще всего, потому как они быстро растут, и совсем не обращали внимания на их ветроустойчивость.

«Столб вместо дерева»

По мнению северян, в заполярной столице под снос попадают деревья, которые не выглядят больными.

«На Севере ведь очень важно, чтобы были зелёные насаждения. И растут деревья у нас очень долго».

«Я увидела вырубку пару дней назад: пилили деревья за зданием на улице Книповича, 6 и справа от него, на Театральном бульваре, 9. В основном уничтожали рябины – на вид хорошие, не больные. Даже пеньки от них остались чистые и здоровые, – поделилась мурманчанка Валерия Гребнева. – То, что сегодня происходит во всём городе, совершенно не похоже на санитарную обработку. Например, спиливают здоровое дерево под столб. А что мешает столб поставить рядом – загадка. Всё это, я считаю, больше походит на уничтожение зелёных насаждений для неких целей под прикрытием санобработки. Происходящее у многих северян, в том числе и у меня, вызывает крайне негативную реакцию. На Севере ведь очень важно, чтобы были зелёные насаждения. И растут деревья у нас очень долго».

А на некоторые вырубки горожане и вовсе жаловались ещё летом.

«Я живу на проспекте Ленина, 61, в нашем дворе этим летом началось благоустройство: почти все деревья в палисаднике были вырублены. Заранее нас никто не информировал, что будут проводиться такие работы, то есть управляющая компания не организовала собрание собственников жилья и не обсуждала с нами этот проект. У работников не было документов на вырубку, мы вызывали наряд полиции, благодаря им она была приостановлена. Пригласили директора подрядной организации – у него тоже не было документов, тогда позвали куратора этого объекта из администрации. У неё был документ на вырубку семи деревьев, но уничтожили больше. Деревья сносили работники подрядной организации, которые укладывают асфальт, люди без спецобразования. Другие деревья подверглись варварской санитарной обработке – они до сих пор стоят изуродованные. Я уже обращалась и в прокуратуру, и в СМИ, и в администрацию. Все присылают отписки. В августе у нас вырубили целый куст рябины, чтобы установить фонарь», – прокомментировала специально для «АиФ» мурманчанка Елена Кузнецова.

Власти Мурманской области после многочисленных обращений жителей в соцсетях предложили создать систему, в которой будет проверяться адекватность и легитимность действий местных администраций при вырубке деревьев в городах и посёлках Кольского Заполярья.