Эксперт Юрий Коробов призывает остановить деградацию судоходных рек

В России благодаря федеральному проекту «Внутренние водные пути» к 2025 году планируют существенно увеличить количество грузов, перевозимых по речным путям страны. Но главная задача проекта – остановить деградацию судоходных рек, сообщает «Парламентская газета».

   
   

Важная роль в этом процессе отводится дноуглублению – постоянному поддержанию необходимого для судоходства состояния рек. Такая работа велась в России с 10-х годов XIX века, но в 90-е годы ХХ века была пущена на самотек, проводилась бессистемно и в авральном режиме. Если в СССР для судоходства по внутренним водным путям использовалось 146 тыс. километров речных путей, к 2004 году этот показатель составлял 102 тысячи, то есть уменьшился в полтора раза. В 2014 году он был уже 65-86 тысяч, а сейчас на сайте Росморречфлота указана цифра 49,87 тыс. километров.

«Со стороны обывателя проблема деградации рек не так заметна, – объясняет эксперт-эколог, координатор спецпроектов Национального экологического корпуса Юрий Коробов. – Например, путешествуя по Волге, можно смотреть на неё и любоваться. Это действительно могучая река. Но при этом, в её бассейне насчитывается около 2 400 затонувших и брошенных плавсредств, в том числе грузовые и нефтеналивные суда. Некоторые из них перевозили топливо и ядохимикаты, и пока не решено, что делать с такими останками. Вопреки распространенному мнению, река не может очистить себя сама, если речь не идёт об единичном загрязнении. Ситуация очень тревожная».

Когда речь идет об экологии, вырвать из контекста один элемент сложно. Экосистема – это совокупность составляющих, в ней учитывается и качество воды, и изменения в составе флоры и фауны. Например, если раньше Волга была промысловой рекой, сейчас речь идет уже о сохранении видов – плотины перегородили пути нерестовой миграции.

«На экологию наших рек может повлиять и сознательное отношение к этому вопросу каждого из нас, – убежден Юрий Коробов, – Человек может ловить рыбу копеечной жаберной сетью, а потом, чтобы не возиться, бросить ее в реке. Может использовать эхолот, раскопать прибрежный дерн, помыть в реке автомобиль, слить на берег моторное масло, бросить после себя на месте пикника полиэтиленовые пакеты, одноразовую посуду. А может всего этого не делать. И это в руках каждого».

Кстати, сегодня далеко не каждый житель нашей страны сможет сходу назвать 20 российских рек. А ведь их более 2,5 млн, из которых 214 – это большие реки длиной свыше 500 км.