Чем заменить мазут? В Заполярье используют различные виды топлива

А. Лыженков: «Конечно, мы не можем одним махом все котельные перевести на торф или уголь, но мы проводим мероприятия, которые нам позволяют оптимизировать расходы». © / Дмитрий Дубов / Правительство Мурманской области

В Мурманской области не одно десятилетие пытаются решить вопрос с мазутозависимостью. Какие варианты рассматривают сейчас в правительстве региона, обсудили в беседе с министром энергетики и ЖКХ Мурманской области Алексеем Лыженковым.

   
   

Экономическая задача

Александра Михова, «АиФ-Мурманск»:  – Много лет обсуждается вопрос ухода от мазутной зависимости, но проблема до сих пор остаётся актуальной. Видимо, нет какого-то универсального решения. Какие виды топлива могли бы стать альтернативой мазуту в регионе?

Алексей Лыженков: – Разные виды топлива. Первое – это уголь, второе – газ. Есть положительный опыт использования местного топлива – торфа. Сейчас прорабатываем вопрос использования РДФ-топлива. Но самое основное – мы надеемся на положительное решение о газе.

«В Мурманской области присутствуют практически все виды зелёной энергии: атомная энергетика, гидроэнергетика, ветроэнергетика, немного солнечной».

По поручению губернатора ведётся проработка вопроса о возможности замены мазута электроэнергией. Мурманская область имеет существенный резерв мощности, который может быть использован в целях модернизации систем отопления. Однако с решением этого вопроса связан и ряд проблем, в первую очередь – развития электрических сетей. Перевод отопления муниципалитетов с мазута на электроэнергию повлечёт за собой и вопрос реконструкции ЛЭП и подстанций.

Весной 2022 года окончательно должен быть запущен ветропарк, который находится по дороге в Туманный. Он будет вырабатывать 200 МВт электрической мощности, которые в том числе пойдут на производство «зелёного» водорода.

Выработка электроэнергии должна быть комплексной. Наш регион чем хорош? У нас присутствуют практически все виды зелёной энергии: атомная энергетика, гидроэнергетика, ветроэнергетика, немного солнечной.

   
   

Давайте поговорим о каждом из этих видов топлива. С торфом были проблемы в Умбе?

– Были проблемы в первый год заготовки торфа, сейчас всё решено. В Умбе четыре котельные будут работать весь отопительный сезон на торфе. Летом мы ездили в Кандалакшский район, побывали на торфяных полях, увидели новую технику, которая позволяет добывать, заготавливать и складировать торф. Я надеюсь, в этом году нам не придётся в торфяных котельных использовать другие виды топлива.

Как сейчас решается вопрос с газификацией региона?

– Правительство РФ поручило Минэнерго РФ проработать варианты газификации Мурманской области совместно с крупнейшими газоснабжающими компаниями ПАО «Газпром» и ПАО «Новатэк». Конкретных предложений мы пока не получили, но отказа в разработке проекта тоже не было. Я надеюсь, сейчас вопрос находится на рассмотрении.

Стоимость трубы от Волхова до Мурманска огромная – сотни миллиардов рублей. Её строительство экономически обоснованно. Крупные предприятия области готовы переходить на газ, таким образом это позволит им развивать новые инвестиционные проекты.

«В процессе перехода с одного вида топлива на другое мы приводим проектную мощность котельной в соответствие с присоединённой мощностью».

Уголь для нас по-прежнему остаётся одним из основных альтернатив мазуту?

– Мы строим угольные котельные, одна из таких недавно запущена в микрорайоне Кортик Североморска, много небольших котельных в Ковдорском районе. Конечно, просто перейти на уголь тоже неправильно. Ведь и уголь тоже в цене растёт, хотя он, конечно, немного дешевле. Но с ним есть свои сложности, нужно где-то хранить нормативный запас, кроме того, это не способствует декарбонизации региона.

Кстати, мы же переходим с флотского мазута на мазут М-100. Во-первых, это выгодно экономически, во-вторых, он более экологичен. Это в свою очередь предполагает модернизацию оборудования, лучшую очистку выхлопных газов в частности. Есть и ещё одна проблема у МЭСа: переизбыток мощностей. Сегодня у котельных установленная при строительстве мощность гораздо выше – в 2-3 раза, чем присоединённая в настоящее время. А котёл совсем не похож на газовую плиту, где можно регулировать подачу, у него есть определённые параметры, ниже которых опускаться нельзя. Значит, идёт избыточный расход мазута. В процессе перехода с одного вида топлива на другое мы приводим проектную мощность котельной в соответствие с присоединённой мощностью.

Мы понимаем, что для МЭСа нужна нормальная экономическая модель. Каждый год бюджет региона тратит огромные деньги, чтобы возместить разницу в тарифах, перерасход топлива. В этом году серьёзно подорожал мазут, с 14 тыс. до 33 тыс. рублей, и нам пришлось помогать предприятию, иначе отопление в квартирах подорожало бы с 4 тыс. рублей до 10 тыс.  рублей. Только МЭСу в этом году мы добавили 2,8 млрд рублей. При этом тепловикам на разницу в тарифе было заложено 3,2 млрд рублей. Поэтому постепенный уход от мазутозависимости – это ещё и экономическая задача. Конечно, мы не можем одним махом все котельные перевести на торф или уголь, но мы проводим мероприятия, которые нам позволяют оптимизировать расходы.

Что будет с оплатой отопления?

Если строительство угольной котельной экологи воспринимают настороженно, то переход на РДФ-топливо – наверняка с оптимизмом. Такую котельную планируют построить в Дровяном – когда?

– В Европе давно используют РДФ-топливо. Мы пока только планируем это сделать, есть договорённости с региональным оператором. Кстати, у них уже работает маленький котёл, с которым они экспериментируют: производят топливо и проверяют его. По информации регоператора, в 2022 году они готовы нам уже поставить это топливо. Именно для этого мы хотим построить модульную котельную в Дровяном, которая будет использовать РДФ-топливо. Планируется опытная эксплуатация оборудования потенциального поставщика. В случае успеха возможно заключение договора на поставку.

Получается, чтобы решить вопрос с мазутозависимостью, мы уже не ждём, когда нам проложат газовую трубу, а решаем этот вопрос комплексно.

– Совершенно верно. Мы рассматриваем все возможные варианты ухода от мазутозависимости, в том числе использование электроэнергии. Мы привлекли специалистов, чтобы посчитать экономику этого процесса. Ценообразование в электроэнергетике довольно сложное, мы уже понимаем, что по той цене, по которой электроэнергия продаётся «из котла», это не сильно выгодно. Но должны найти компромисс.

«При переходе на новые виды топлива у нас не получится полностью скорректировать разрыв между тарифами, но появится возможность направить дополнительные средства на социальные нужды».

При замещении мазута снизится плата за отопление для населения?

– Нет, не снизится. Мы на сегодняшний день за тепло платим не 100 %. Есть  экономически обоснованный тариф – это тот тариф, который устанавливается предприятию, отпускающему тепловую энергию. В него входят зарплаты, затраты на содержание имущества, стоимость топлива, которая постоянно растёт, а значит, тариф увеличивается. А рост тарифа для населения в отношении всех ресурсов в совокупности ограничивается государством: каждый год мы можем его увеличивать в коридоре от 3 до 6 %. Получается разрыв между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, его покрывают из бюджета региона. Это огромные деньги. При переходе на новые виды топлива у нас не получится полностью скорректировать разрыв между тарифами, но появится возможность направить дополнительные средства на социальные нужды.

Почему в Мурманской области плата за отопление одна из самых высоких в стране?

– Во-первых, конечно, это дорогой мазут, во-вторых, затраты на логистику, в-третьих, в Мурманской области зарплаты несколько выше. Всё это в совокупности влияет на стоимость отопления. Но основное, конечно, – это цена на мазут. Очень похожая ситуация во всех северных регионах, в Приморье и на Камчатке.

Какие альтернативы?

Комментирует вице-губернатор Мурманской области Юрий Сердечкин:

В вопросе ухода от мазутозависимости нет единого решения, которое относилось бы к территории всей Мурманской области. Регион в этом смысле лоскутен. И эта вариативность нам, скорее, на руку.

В котельной в микрорайоне Кортик мы использовали переход на уголь – это один из возможных вариантов ухода от мазутозависимости. В этом году мы закрыли последнюю мазутную котельную в Умбе и перешли на местный вид топлива – торф: это в том числе существенно дешевле, чем использование мазута. Более того, мы всю себестоимость сохраняем внутри региона, потому что это наш торф, который добывают под Умбой, это рабочие места и, главное, деньги больше не отправляются поставщикам за пределы области.

Все хорошо знают, что мурманская энергосистема избыточна, поэтому несколько проектов модернизации связано с использованием электроэнергии. Например, в Килпъявре в котельной использовали флотский мазут, там уже заключён контракт жизненного цикла и компания «МРСК Северо-Запад» переведёт посёлок на электрообогрев. Аналогичный проект мы сейчас осуществляем в Териберке. Конечно, требуются новые питающие центры. У нас есть избыток в генерации,но электросетевое хозяйство нужно
дорабатывать.

Мы просчитываем проект с РДФ-топливом – это топливо, которое получается из мусора после его обработки. В этом году мусоросжигательный завод будет существенно модернизирован, что позволит выдать больше тепловой энергии после сжигания мусора, а также усовершенствовать экологическую составляющую этого процесса. Есть экспериментальная котельная, которая уже больше года тестирует разные составы РДФ-топлива. Сейчас планируем поставить такую котельную в Дровяном. Шаг за шагом мы двигаемся в направлении ухода от мазутозависимости.