Одна за всех. Председатель ТСЖ — о необходимости решать проблемы сообща

Праздники во дворе объединяют соседей. © / Ирина Медведева / Из личного архивa

Так уж повелось, что желающих брать ответственность у нас днём с огнём не сыщешь. Однако есть уникальные люди, готовые взять бремя коммунальных хлопот на себя.

   
   

Председатель товарищества собственников жилья на улице Крупской в Мурманске Ирина Медведева уже около 10 лет решает все вопросы в доме и точно знает, как найти компромисс.

Надо договариваться!

Алёна Гаврилова, «АиФ–Мурманск»: — Ирина, за то десятилетие, что вы возглавляете ТСЖ, законодательство в коммунальной сфере менялось не раз. Сегодня лучше, чем вчера?

Ирина Медведева: — Вы правы, с 2013 года в жилищной сфере многое поменялось. Некоторые моменты имели принципиальный, я бы даже сказала, глобальный характер. Сама система функционирования ТСЖ стала более структурированной. Сегодня работать стало проще, особенно создавать новые товарищества. Однако есть и определённые сложности, которые остаются с нами из года в год. Мы стараемся корректировать деятельность в этом направлении. Я как председатель пытаюсь решить проблемы — и через Мингосжилстройнадзор области (бывшую Госжилинспекцию), и через правительство региона.

Досье
Ирина Медведева. Родилась в Москве. Имеет высшее педагогическое образование. С сентября 2013 года занимает должность председателя товарищества собственников жилья «На Крупской».

А какие у вас сегодня есть сложности?

— Наша первоочередная проблема — межевание участков и определение границ территорий, на которых расположены многоквартирные дома. Вторая проблема — уборка и вывоз снега зимой, этот вопрос тянет за собой содержание придомовой территории, междворовых проездов и так далее. Всё взаимосвязано, этот ворох проблем общий не только для товариществ, но и для управляющих компаний. Так что повестка у всех примерно одинаковая, с одними и теми же проблемами мы боремся на протяжении многих лет.

   
   

«Площадок для складирования снега у нас нет. Времени на его вывоз уходит очень много, подолгу приходится ждать в очередях на отгрузку».

Немало обещаний по поводу уборки нам дала городская администрация. Мы слышали одно и то же на протяжении семи последних лет, а воз и ныне там: площадок для складирования снега у нас нет. Времени на его вывоз уходит очень много, подолгу приходится ждать в очередях на отгрузку.

Очевидный плюс, что спустя годы развития института ТСЖ у нас стало куда меньше административных взысканий. Контролирующие органы по-честному дают нам работать! В случае необходимости предупредят, подскажут, а дальше уже дело за тобой: ты стараешься устранить выявленные недоделки без вызова на ковёр, комиссий и штрафов. Это очень радует!

Получается, работу с контролирующими органами удалось выстроить. А с собственниками?

— Мы работаем в тандеме. Во всяком случае, наше ТСЖ всегда ищет точки соприкосновения, мы — за диалог. Я считаю, всё зависит от общения, компромисс всегда можно найти.

Мнение у каждого жильца своё, но, как правило, когда рассматривают общие проблемы, большинство принимает адекватные решения. Спасибо тем, кто с пониманием относится к происходящему и в курсе наших общих бед. Осведомлённость в ситуации, на мой взгляд, — это уже полдела. Есть и такие, кто не хочет вдаваться в подробности, понимать первопричину и возможные последствия. Что ж, всякое бывает, это такое видение мира. Однако повторюсь: личное общение в формате ТСЖ выходит на первый план. Это залог успешной работы.

«До каждого жильца я стараюсь доносить важную информацию персонально, что называется, разжевать плюсы и минусы различных законодательных актов, которыми мы руководствуемся в своей работе».

До каждого жильца я стараюсь доносить важную информацию персонально, что называется, разжевать плюсы и минусы различных законодательных актов, которыми мы руководствуемся в своей работе. Понимаете, когда человек берёт информацию в интернете, он её может интерпретировать неверно и сделать вывод, который не соответствует действительности. Например, если мы говорим о федеральных законах, нужно учитывать и местные особенности. У нас некоторые не понимают эту простую истину и требуют соответствия нормативным актам, которые хорошо работают в той же средней полосе, но не на Крайнем Севере.

«Команда» профессионалов

А чем ещё, помимо коммуникации, может определяться эффективность ТСЖ? Может, удачным выбором подрядных организаций?

— Разумеется, без подрядчиков мы бы не смогли полностью выполнять работу и содержать наши дома должным образом. Многое непременно зависит от слесарей, которые нас обслуживают, от электриков, что работают в подведомственном жилфонде, от других специалистов, которые с нами сотрудничают. Мы с коллегами советуем друг другу организации, успевшие себя зарекомендовать с положительной стороны. Даже организовали своё профсообщество — Ассоциацию председателей ТСЖ, ЖСК, советов домов, управляющих организаций. Поддерживаем отношения, у нас в команде около 150 человек. Делимся друг с другом опытом, как положительным, так и отрицательным, чтобы оградить коллег от возможных неприятностей. Это очень помогает в работе. Если нужен конкретный специалист, ты не ищешь «дядю с улицы», а идёшь к профессионалу, у которого хорошая характеристика.

«Замена инженерных сетей — залог комфорта всех жильцов. Это обязательная работа, требующая внимания».

Сегодня многие ТСЖ смотрят в сторону модернизации инженерных систем. Вот, например, в Мурманске на улице Капитана Маклакова, 25 наладили систему рециркуляции. А у вас какие есть новации?

— В таких вопросах всё упирается в финансы, в зависимости от этого и удовлетворяем «хотелки». Не кривя душой скажу: в нашем ТСЖ есть проблемы с финансированием. В каждом доме они сходные — долги перед ресурсниками.

Замена инженерных сетей — залог комфорта всех жильцов. Это обязательная работа, требующая внимания. Мы стараемся менять розливы в подвалах, сами помещения содержать в нормальном состоянии, своевременно обновлять все задвижки и заглушки. Однако в данном вопросе стоит учитывать охват самого ТСЖ. Одно дело, когда в товариществе один дом, совсем другое — когда их несколько, в этом случае внимания к деталям будет, само собой, меньше.

Поговорим о капремонте. Как правило, средства на эти работы ТСЖ собирают на специальном счёте. Бывает, что ждать приходится очень долго. Сегодня в регионе предлагают субсидирование капремонта. Как вы на это смотрите?

— Поймите, заводить специальный счёт на один дом бывает не всегда удобно. Если дом малоквартирный, то даже со спецсчётом он капремонт не вытянет. В ведении нашего ТСЖ находятся разные дома, есть и такие, где 32 и 27 квартир. Поверьте, того, что люди собрали за восемь лет, не хватит, чтобы сделать дорогостоящий ремонт, например заменить лифт или обновить кровлю. Это очень затратно. Для примера: в нашем 27-квартирном доме за это время удалось собрать около 800 тыс. рублей — и это при собираемости платежей за капремонт в размере 98 %. В большинстве своём люди платят, но сколько им ждать замены того же лифта? А если есть проблемы?

Спасибо, что ТСЖ предоставляют субсидии. В прошлом году регион получил около 50 млн рублей для проведения таких работ. Мы этим воспользовались, и теперь в одном из наших домов проводят замену лифта. Это мероприятие стоит около 3 млн рублей, но силами жильцов такую значительную сумму было бы не собрать.

«Я знаю примеры, когда спецсчета, наоборот, срабатывали: собираемость была хорошая. Вопрос в величине дома».

Однако я знаю примеры, когда спецсчета, наоборот, срабатывали: собираемость была хорошая. Вопрос в величине дома. Если в нём пять-шесть подъездов, говорить об «общем котле» не приходится, выгоднее иметь спецсчёт.

Товарищи по счастью

С 1 сентября мы стали получать новые платёжки. Прежде всего изменения коснулись платы за общедомовые нужды. Как отреагировали собственники?

— Наши жильцы видят добросовестную работу дворников. Те, кто к нам приходят, очень удивляются, что подъезды моют каждый день. А уж если речь о первых этажах, то и говорить нечего: влажная уборка — обязательное условие. Собственники благодарят коллектив сотрудников, которые помогают жить в чистоте и комфорте.

«В нашем ТСЖ есть такая практика: мы одним реестром передаём показания как индивидуальных приборов учёта, так и общедомовых».

По поводу изменений платы за ОДН мы заранее проводили разъяснительную работу. Кроме того, установили энергосберегающие светильники — это снижает общие затраты. Что касается электричества, то здесь мы приняли решение рассчитываться по факту потребления. Это позволяет сократить затраты по сравнению с нормативами начисления. В нашем ТСЖ есть такая практика: мы одним реестром передаём показания как индивидуальных приборов учёта, так и общедомовых. Наши жильцы не передают показания сами — мы за них это делаем. И это удобнее, уж поверьте!

Сегодня, как правило, люди не знают даже соседей на этаже. Однако в ТСЖ нередко устраивают разные праздники, которые позволяют жильцам познакомиться между собой. Вы тоже проводите время вместе?

— Мы в 2016 году решили провести один такой праздник — и понеслось! Теперь у нас есть традиция вместе проводить время. В этом году на наш праздник пригласили ещё одно ТСЖ (из пяти домов). Организовали выставку-ярмарку, получилось весьма душевно. Люди благодарили, что появилась возможность пообщаться. Это хорошая практика: жильцы знакомятся с соседями, узнают, кто живёт рядом, кто чем-то может помочь в случае необходимости. Меньше стало грязи, больше чистоты и ответственности. Всё-таки подобные праздники, да и в целом ТСЖ объединяют людей!