Власти Мурманской области приняли принципиальное решение – сохранить нынешнюю схему платы за отопление.
Почему решено отказаться от расчёта 1/9 и сохранить внесение платы равными частями в течение года (1/12)?
Две схемы
В настоящее время оплата коммунальной услуги отопления на территории Мурманской области осуществляется равномерно, то есть в течение всего календарного года (постановление правительства Мурманской области от 05.08.2016 № 386-ПП. – Ред.). Федеральным же законодательством предусмотрено два способа оплаты отопления: равномерно в течение календарного года (1/12) или в течение отопительного периода (у нас это 1/9).
Согласно постановлению правительства Мурманской области, предполагалось, что с 1 сентября 2022 года расчёт за тепловую энергию будет вестись по факту – в течение отопительного периода. Многие рассчитывали, что это позволит избежать корректировок. Однако переход на оплату по факту приведёт к большим счетам в январе-феврале – в пик потребления теплоэнергии.
«Применение системы расчётов 1/12 связано в первую очередь с ценой отопления: это самый дорогой ресурс в совокупном платеже за жилищно-коммунальные услуги, – напомнил и. о. министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Сергей Лупанский. – Мурманская область характеризуется суровыми погодными условиями, коротким межотопительным периодом и большим потреблением тепловой энергии в наиболее холодные зимние месяцы, а также высокими тарифами, устанавливаемыми с учётом особенностей региона. Соответственно, при начислении платы за отопление по фактическому потреблению возрастёт и финансовая нагрузка на население».
Отопительный сезон на Кольском полуострове продолжается около девяти месяцев. Согласно расчётам, в результате утверждения системы 1/9 в отопсезон платёж стал бы выше на 33 % (!).
«Да, летом мы бы не платили, но у нас и так высокая плата за отопление. Это не потому, что сама система неэффективна, а потому, что у нас сезон длится около девяти месяцев в году. В этом отношении сравнивать нас с любой другой частью России, где он продолжается семь, а то и шесть месяцев, просто некорректно, – считает министр государственного жилищного и строительного надзора региона Алёна Кузнецова. – Очевидно, что платить больше зимой вместо того, чтобы не платить летом, для пенсионера или человека с невысокой зарплатой сложно. Вот представьте, летом мы бы не платили, в сентябре и мае плата была бы меньше норматива, но с декабря по март мы бы платили гораздо больше».
Высокие риски
Минэнерго и Мингосжилстройнадзор долго пытались найти преимущества в переходе на систему 1/9, неоднократно считали, рассматривали ситуации в разных домах, однако полученные выводы жилищников не устроили. В случае утверждения нового порядка ежемесячный платеж мог бы превышать нормативные значения до двух раз.
Окончательно на ситуацию повлияло изменение геополитической обстановки и связанного с этим колебания процентной ставки Центробанка.
«Мы видим большое количество рисков. Понимаете, это звенья одной цепи. Резкое увеличение платежа за услугу в пиковый месяц влечёт рост задолженности населения в целом. Как следствие, могут возникнуть трудности у теплоснабжающих организаций, связанные с невозможностью закупить топливо и в итоге предоставить услугу», – пояснил заместитель губернатора – министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Алексей Лыженков.
По его словам, основной плюс существующей системы оплаты отопления в том, что каждому получателю коммунальной услуги можно будет легко рассчитать свой бюджет. В особенности это касается малообеспеченных северян, а также тех, кто получает субсидию на ЖКУ.
«Эта мера соцподдержки рассчитывается в зависимости от доходов семьи и её расходов на оплату коммунальной услуги. При равномерной оплате (если семья удовлетворяет всем заявленным требованиям) она эту меру получает. Если же мы не платим летом, то получатели субсидии (30 %) рискуют её и вовсе не получить, – уточнил Алексей Германович. – Так что сохранить действующий порядок было немаловажно и в плане защиты малообеспеченных северян».
Иными словами, значительный рост квартплаты с учётом увеличения платежей за отопление зимой не повлечёт пропорциональный рост размера субсидии. Соответственно увеличатся собственные расходы северян на квартплату – это может привести к возникновению коммунальной задолженности. А в случае признания долга в судебном порядке дойдёт и до приостановления социальных выплат, уточнили в Минтрудсоцразвития региона.
Ещё один повод остаться в старой системе – так называемая обязательная рассрочка за тепло, которая будет применяться при переходе на порядок 1/9 постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.04.2022) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В простонародье этот документ ещё называют «354-е правила». Если месячный платёж за отопление превышает показатель за этот же месяц в прошлом году больше чем на 25 %, то потребителю предоставляется рассрочка (а как следствие, за счёт процентов по платежам итоговая сумма увеличится). Если сказать проще, это что-то вроде принудительного кредитования.
«Когда обсуждался новый проект «354-х правил», Правительство РФ запрашивало мнение регионов. Мы предложили эту рассрочку убрать и сделать её заявительной. Иными словами, если человеку нужно ею воспользоваться, то он может написать соответствующее заявление. Мы озвучили такую инициативу, но эти изменения в документ пока не внесены», – добавил Алексей Лыженков.
Корректировки не избежать?
Как мы будем платить за тепло? Так же, как мы это делали прежде – ежемесячно, отвечают в Минэнерго региона.
«Существуют нормативы потребления. Они утверждены в 2013 году и зависят от конкретных параметров дома, количества этажей и так далее. Нормативы потребления умножаются на тариф, таким образом высчитывается плата за отопление. Стоит сказать, что норматив – величина постоянная», – пояснил министр.
Если счётчиков в доме нет, расчёт тепла производится по нормативу. Другое дело, когда многоквартирный дом оборудован приборами учёта. В этом случае система оплаты имеет свои особенности. Понятное дело, при наличии приборов учёта итоговые цифры будут точнее, тем не менее сам расчёт станет куда сложнее, нежели при применении норматива.
По данным Мингосжилстройнадзора региона, корректировки как раз связаны с тем, что изначально в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта, расчёт платы в течение года производится исходя из объёма тепловой энергии, потреблённой за предыдущий год. В первом квартале следующего года производится корректировка предъявленного объёма к фактическому, определённому по прибору учёта. Если фактический объём потребления больше, то выставляют доначисление, если меньше – производят возврат потребителям. При оплате отопления по факту корректировка не предусмотрена, но при этом следует помнить, что плата в энергоёмкие месяцы будет значительно выше.