За последние пять лет — с 2019 по 2023 год — в развитие Мурманской области инвестировали около 1,2 трлн рублей. Регион уверенно лидирует по количеству резидентов Арктической зоны РФ (сейчас их 279) и по объёму вложенных ими инвестиций. Это говорит о том, что проекты в Арктике действительно реализуются.
Мурманская область всегда была экспортно ориентированным регионом, поэтому политика санкций, безусловно, сказалась на экономике. Об этом и не только рассказала и. о. министра развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова.
Пять в одном
Александра Михова, «АиФ-Мурманск»: Светлана Анатольевна, в новом правительстве под ваше крыло переходят туризм, а также рыбохозяйственный и агропромышленный комплексы. Как идёт объединение? И какие первоочередные задачи стоят на этих направлениях?
Светлана Панфилова: Сейчас мы обсуждаем, как сотрудники будут интегрированы в команду Министерства Арктики. Я думаю, это займёт не меньше двух-трёх месяцев. Сегодня важно закрыть финансовый год, потому что и туризм, и рыбохозяйственный и агропромышленный комплексы выдают много поддерживающих субсидий. Пока не планируется существенных кадровых решений.
Причины объединений понятны. Например, если мы говорим о туризме, то с продвижением региона у нас уже всё хорошо, но количество туристов растёт быстрее, чем инфраструктура, — этим нам и предстоит заниматься.
В рыбохозяйственном комплексе, очевидно, нас ждёт реновация рыбного порта, который сегодня работает не так эффективно, как мог бы. Правда, когда на 50 га земли сложная структура собственников, очень непросто что-то модернизировать. Рыбному порту предстоит консолидировать активы, найти сторонников, инвесторов, готовых вложиться в инфраструктуру. Мы уже всё понимаем об одной из территорий рыбного порта — об угольной базе, которая используется как база снабжения шельфовых проектов: найден партнёр, и идёт проектирование судоремонтного предприятия кластерного типа. Региону требуется инфраструктура для судоремонта. Кроме того, мы обсуждаем инвестквоты — это тоже очень важная сфера. И отдельная задача — развитие аквакультуры. Наша область — край рек и озёр, поэтому есть потенциал в развитии аквакультуры.
— Что будет с заводом, который планировали использовать для проекта «Новый Мурманск»?
— Изначально мы планировали реновацию и переориентацию территории бывшего судоремонтного завода под культурно-деловой центр. Это повсеместная практика мегаполисов, когда промышленную инфраструктуру выносят из центра города за его пределы. Проект был поддержан на всех уровнях. Однако экономическая ситуация серьёзно изменилась, принято решение о развитии там услуг судоремонта.
Проект «Новый Мурманск» сейчас рассредоточен по городу: аквапарк будет построен на улице Подгорной, там же появится рыбная биржа — это что-то типа рыбного рынка.
Жизнь под давлением
— Как санкции сказываются на промышленных предприятиях Кольского Заполярья?
— Санкционное давление сказывается на экономике всей страны, в том числе и на Мурманской области. Вводятся санкции в отношении компаний, продукции, возникают проблемы с логистикой, страхованием. Были сложности у проектов, которые ориентированы на экспорт или в реализации которых использовалось много иностранного оборудования. Очень непросто найти новые рынки сбыта или технологически перевести все процессы на другое оборудование. Однако, например, крабовые компании нашли новые точки сбыта.
Конечно, у нас есть друзья, партнёры. Недавно был открыт центр технической поддержки БелАЗа в Апатитах, там же размещён склад запасных частей, что также положительно влияет на наш товарооборот с Республикой Беларусь.
— Белоруссия намерена построить у нас свой порт для отправки калийных удобрений. Эти договорённости в силе?
— Всё в силе. Мурманский порт не зависит от проливов других стран, имеет прямой выход в Мировой океан, порт незамерзающий — это существенные преимущества, которые позволяют коллегам принимать инвестиционные решения. Наши белорусские партнёры создали компанию для реализации проекта. Однако до этого в соответствии со всеми правилами и требования необходимо пройти определённые процедуры.
— Рынок угля колеблется, цены переживают не лучшие времена. И если универсальный торговый порт ищет иные грузы, то как себя чувствует угольный терминал Лавна?
— Цены на уголь отличаются в зависимости от рынка продаж. Инвестор, заходя в проект, имел контракты, поэтому проблем с углём там быть не должно. У Лавны предусмотрена погрузка судов класса capesize, скорость их обработки составляет 150 тыс. тонн примерно за полтора дня. Это, безусловно, преимущество такого специализированного терминала. Кроме того, терминал отвечает всем экологическим требованиям.
Завершается проект Мурманского транспортного узля по увеличение провозной способности железнодорожных путей Волхов —Мурманск, большая часть работ должна быть завершена в этом году, но окончательно — в 2025-м. К концу следующего года наша провозная способность в направлении порта Мурманск составит 45 млн тонн.
— Сейчас обсуждается вопрос с китайскими контейнерными перевозками. Есть понимание, какой груз будут транспортировать?
— У нас есть варианты, мы их обсуждаем, в том числе с нашим крупным бизнесом. У местных производителей объёмов загрузить морское судно, конечно, нет, только если это будут сборные грузы. Надо понимать, что Мурманск здесь выступает транзитным хабом и легко может принять продукцию из соседних регионов, чтобы разгрузить железнодорожную сеть. Сейчас по Севморпути ежегодно осуществляются контейнерные перевозки, которые субсидирует Минвостокразвития РФ.
Опора на средний бизнес
— Как сегодня обстоят дела с платиноидами и литием, месторождения которых намеривались осваивать на Кольском полуострове в ближайшие годы?
— Проект «Федорово Тундра» был запланирован до 2022 года, был ориентирован на западные рынки сбыта, также в проекте планировалось использовать оборудование иностранного производства. Сейчас идёт переоценка проекта.
Литий — стратегически важный металл. По этому проекту состоялись аукционы на право пользования недрами, завершаются геолого-разведочные работы, проходят необходимые общественные обсуждения.
— Как в Мурманской области обстоят дела с малым и средним бизнесом?
— Малый бизнес, как правило, касается услуг и сервисов для северян и гостей региона: это детские центры, оздоровительные клубы, кафе и, конечно, туристические объекты, которые запускаются быстро с помощью федеральной и региональной поддержки. Популярная мера поддержки — Губернаторский старт. Ежегодно мы проводим конкурс на получение безвозмездного гранта. Напомню, он может составлять до 2 млн рублей. Например, в Оленегорске открывается прачечная на промышленных машинах. Эта услуга популярна у военных, рыбаков, туристов-походников, когда надо постирать, например, палатку, спальные мешки, одеяла. Такой инфраструктуры мало. Почти в каждом муниципалитете мы поддержали проекты по этой программе.
В Мурманской области такая структура экономики, что у нас есть очень крупный бизнес и очень мелкий, а среднего, в котором обороты порой доходят до 2 млрд рублей, немного. Наша задача на ближайшие пять лет — раскачать этот сегмент, потому что он чуть более устойчивый, чем малые предприятия, и более гибкий, чем крупный бизнес.