Продолжается многомесячная экспедиция учёных на единственном в мире плавучем судне «Северный полюс», которое было создано специально для дрейфа в Арктике.
Как в экспедиции живут современные полярники, выяснил «АиФ–Мурманск».
Дал трещину
Россия возобновила программу высокоширотных дрейфующих исследований, которую в далёком 1937 году начали герои-папанинцы. Это был проект такого масштаба, который кроме СССР позволить себе не мог никто. В Арктике ежегодно дрейфовали несколько платформ, проходили высокоширотные экспедиции. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» позволила продолжить масштабный советский проект, но в современном формате. Конечно, полярники прошлого о таком не могли и мечтать!
В последние годы лёд в Арктике стал тоньше, он уже не позволял безопасно размещать людей, поэтому от исследований папанинцев ненадолго пришлось отказаться. Однако у прежнего директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Ивана Евгеньевича Фролова появилась идея построить судно, которое вмораживается и дрейфует вместе со льдом, в случае разрушения ледового поля оно позволяет учёным безопасно эвакуироваться на борт. Собственно, так и произошло во время экспедиции «Северный полюс – 41», которая завершилась в мае 2024 года.
«Мы подняли флаг 2 октября, к концу месяца у нас было всё налажено и оставалось только радоваться. Однако 22 ноября началась подвижка льда и наша площадка стала разъезжаться. Не скажу, что было ощущение катастрофы, но тревожно было, — признался начальник экспедиции «Северный полюс – 41» Кирилл Фильчук. — Нам пришлось подождать пару недель, пока всё замёрзнет и только потом вновь выгрузиться на льдину. И так происходило раз пять. Мы находились в районе хребта Ломоносова, был сильный прилив, волна немного вспучила поверхность и ледяной покров дал трещину».
На борту судна комфортно и главное — безопасно, появилась возможность проводить исследования, которые были недоступны на дрейфующей льдине — российские учёные используют тяжёлое современное оборудование, которое позволяет изучать лёд, океан и атмосферу.
«Учёные из стран Запада тоже проводят исследования, но они не отправляют людей в экспедиции, а заменяют их автоматизированными буями. У таких исследований есть свои преимущества: во-первых, это не так затратно, а во-вторых, информация передаётся очень оперативно, — пояснил Кирилл Валерьевич. — Однако у нас спектр исследований, конечно, шире. Любая информация, полученная в Арктике, ценна, поскольку позволяет делать прогнозы и верифицировать их на практике. Например, это касается прогнозов навигации по Севморпути».
Сами себе уборщики
Вмороженное в лёд научно-экспедиционное судно «Северный полюс» и научный ледовый лагерь двигаются в приполюсной район в направлении Гренландского моря.
Как призналась журналист «Российской газеты» Татьяна Тюменева, которая провела на судне около двух недель, там совершенно другой мир, который даже сложно представить, «там другая энергетика, незасорённая людскими эмоциями», а также долгие рассветы и закаты.
«Все живут в одноместных каютах, в которых есть холодильник, компьютер, телевизор с закачанными фильмами, — рассказала «АиФ-Мурманск» Татьяна Тюменева. — На судне четырёхразовое питание, там замечательный повар — Анжела Францевна Царёва. Столовая, кстати, работает круглосуточно, всегда можно попить чай с вкусняшками».
Интересно, что полярникам приходится самим убирать каюты и общие помещения, на судне нет уборщиц и горничных. Все учёные дежурят по графику, независимо от научных званий и регалий. На каждом этаже установлены стиральные машинки. Кроме того, на борту есть библиотека, спортзал, сауна с купелью, которую заполняют водой из Северного Ледовитого океана. В свободное время полярники часто играют в настольные игры-ходилки, а по вечерам месте смотрят фильмы.
«В день зимнего солнцестояния в Антарктиде полярники смотрят американский фильм «Нечто». Мы решили придумать похожую традицию, но на удивление кроме «Красной палатки» ничего и нет. Это странно и грустно», — считает Кирилл Валерьевич.
Конечно, на борту случаются и нештатные ситуации. Например, во время предыдущей экспедиции судовой врач принял решение об эвакуации больного.
«Авиационно-спасательный центр в Мурманске ответил, что оперативно организовать вывоз человека не получается. В итоге к нам прилетел норвежский вертолёт, больному сделали операцию, всё закончилось хорошо», — рассказал Кирилл Фильчук.
В сентябре в многомесячную экспедицию отправились 32 учёных, шестеро из них поднялись на борт судна «Северный полюс» уже во второй раз.