«Из чего же сделаны наши мальчишки?» По мнению поэта-песенника Якова Халецкого,
Игры в арсенале
Алёна Гаврилова, «АиФ—Мурманск»: — Артём, расскажите, с чего началась история вашей школы мужества?
Артём Собинин: — В 2017 году я впервые задумался над тем, что современным детям не хватает по-настоящему мужского воспитания. Собственно, с этого времени и пошёл отсчёт в истории нашей школы. К сожалению, отцы не всегда принимают активное участие в воспитании детей. Сами понимаете, регион у нас такой: много моряков, военных — папы то и дело уезжают в командировки, а сыновья остаются на полном попечении матерей.
Я сам отец троих сыновей, на момент открытия школы уже имел хороший опыт воспитания детей. Признаюсь, это тоже добавило мне энтузиазма. Да и коллектив подобрался замечательный: горит делом. У нас работает мощная команда наставников-тренеров. Наши педагоги невероятно увлечены! Это нашло отражение во множестве направлений обучения. Например, у нас есть радиоклуб, секция викингов, где дети изучают средневековое оружие. В секции бокса ребята становятся сильнее, увереннее в себе. Есть комплексные программы — и всё это под одной крышей!
Кроме того, мы пропагандируем традиции и ценности наших предков. Проводим народные игры, с их помощью в том числе решается проблема отцов и детей, налаживается контакт между поколениями. А в этом году мы начали работать с ребятами младшего возраста — от 4 до 6 лет.
— Каким образом у таких малышей развивают мужские качества?
— В этой группе мальчики как раз таки и начинают постигать основы мужского воспитания, патриотизма. Конечно же, они ещё совсем дети, дошколята. Наладить общение, построить контакт с ними можно только через игру. Например, в нашем арсенале есть такая игра, которую любят не только малыши, но и взрослые. Она вроде как и простая, но вместе с тем очень полезная. Все прекрасно понимают: если дать детям задание бегать по кругу, то они будут лениться. А если они будут это делать в процессе игры, то побегут с удовольствием. Итак, включается музыка, дети бегут, но в какой-то момент звук утихает и всем участникам надо упасть и замереть. А в это время ведущий (педагог) проходит среди ребят, смотрит, чтобы никто не оказался «живым». Затем музыка резко включается, ребята опять бегут, а потом вновь может резко выключиться. В столь весёлом времяпрепровождении тренируется реакция, у ребят развивается слух, они отрабатывают навыки работы в команде.
В игре «Три поляны» дети выполняют задания: вначале попадают на одну поляну, например со змеями, которые начинают по ним «ползать». Задача сходная — не двигаться, что бывает очень сложно, ведь так хочется засмеяться. Следующая поляна — с медведями. Третья — в лесу у лешего, который начинает наводить порядок в своих владениях и собирает детей в кучу-малу. Дети любят эту игру: она снимает напряжение, скованность, ребята начинают раскрываться. Особенно в нашей школе приветствуется, когда и родители участвуют в занятиях, включаются в игровой процесс, в это время они сами ненадолго становятся детьми.
Лес против гаджетов
— Какой, на ваш взгляд, возраст ребёнка следует называть трудным?
— Трудный возраст у мальчиков начинается с момента рождения и фактически не заканчивается. (Смеётся.) На самом деле любой человек, вне зависимости от пола, на протяжении всей жизни испытывает кризисы, проходит испытания, корректирует собственное мировосприятие. Человек всё время меняется, поэтому я бы не стал выделять какой-то конкретный возраст, когда начинается так называемый переходный период. Бывают вспышки: у кого-то в семь лет, у кого-то в 10, а у кого-то в 40.
А вообще хочу сказать: поддерживать своего ребёнка нужно всегда, даже когда его «штормит». Он должен чувствовать опору от мамы, папы, других близких родственников. Своему чаду нужно дать понять: он дорог, значим, ему готовы всегда помочь, с ним могут вести диалог. Совет взрослым: ни в коем случае на дерзость нельзя отвечать дерзостью, это отдалит ребёнка. Только теплом, добром и любовью можно выстроить настоящие доверительные отношения и сгладить острые углы.
— Сегодня дети много времени проводят в гаджетах. Как с этим бороться и нужно ли это делать?
— С гаджетами мы уже точно ничего не сможем сделать. Это технологии, которые прочно вошли в нашу жизнь, от них невозможно отказаться. Да и нужно ли? Тем не менее необходимо с самого раннего возраста приучать детей к дозированному использованию таких устройств. Это может нивелировать неприятные последствия в будущем.
Важно отвлекаться самому и отвлекать ребёнка, а отдыхать по возможности активно. Мы, например, с воспитанниками недавно в поход ходили — для нас он был уже 76-м по счёту. На протяжении каждого маленького путешествия ребята напрочь забывают про гаджеты и с большим удовольствием бегут в лес, играют и резвятся. Лес всегда отвлечёт ребёнка от гаджета!
— Знаю, летом ваши воспитанники ездили на море. Расскажите об этом приключении.
— В начале июня мы с воспитанниками ездили в Анапу на 21 день, причём для детей это было абсолютно бесплатно. Туда смогло поехать около 30 наших ребят. Уже в первые дни лета мальчишки грелись на солнышке и купались в море. Эта поездка сложилась благодаря методисту по отдыху и оздоровлению детей в Мурманске Светлане Ануфриевой.
Не «мы», а «он»
— Из года в год количество разводов увеличивается, и, как правило, дети остаются жить с мамами. Какие советы вы можете дать одиноким матерям, чтобы правильно воспитать сына?
— Знаете, засюсюканные дети — большая проблема, причём не только в неполных семьях. Частая картина: мама приводит сына на занятия и помогает уже, по сути, самостоятельному ребёнку раздеться. Пока он не переоделся, она не отойдёт от него ни на шаг. Подобная гиперопека губительна для ребят. Совет мамам: свою любовь надо контролировать и держать на расстоянии. Не сюсюкать, не размывать границы — свои и ребёнка, как будто вы одно целое. Слышали такие выражения: «мы пришли», «мы поели», «мы делаем уроки». Запомните: в вопросе воспитания мальчика должно быть не «мы», а «он»! С таких, казалось бы, мелочей и начинается мужское воспитание.
Материнские чувства допустимы до пяти лет, в этом возрасте можно и сюсюкаться, и опекать, но после должна начаться сепарация. Ребёнок уже должен быть наделён пусть небольшой, но ответственностью. Как только сын пошёл в школу, нужно, чтобы он непременно уяснил: сделать уроки — задача не мамы, а ребёнка. Родитель в этом вопросе должен помогать, но не выполнять всю работу сам. С таких мелочей и надо начинать.
— Вот вы говорите, сюсюкаться с мальчиками не надо, но ведь у дедушек и бабушек сохраняется на это право вето?
— Конечно! Бабушки и дедушки для этого и созданы! Они не должны воспитывать, это прерогатива родителей. А старшие родственники — настоящая отдушина для ребят: поесть бабушкины пирожки, с дедушкой на рыбалку сходить. С ними, на мой взгляд, должно складываться тёплое общение, эмоциональный контакт.
— Вы говорите, как только ребёнку исполняется пять лет, родителю свою любовь нужно держать на расстоянии. А как при этом соблюсти баланс, чтобы мальчик не вырос бесчувственным, не очерствел?
— Обязательное условие — общение, ведь строить диалог с сыном можно необязательно по принципу «ой ты мой маленький, ой ты мой хорошенький». Разговаривайте с ребёнком, интересуйтесь, как он провёл день, как его дела в школе, что его волнует. А когда понимаете, что с ребёнком становится трудно, надо чётко уяснить: психологи — это не плохо, это не стыдно и не зазорно. Порой, чтобы скорректировать ситуацию, достаточно взгляда со стороны, почему что-то складывается именно так, а не иначе, почему ребёнок может принимать определённую информацию в штыки. Возможно, он таким образом отражает что-то, что есть в родителе? Или мама с папой что-то делают не так? Психолог может ответить на эти довольно сложные вопросы.
— В регионах начали внедрять программы патриотического воспитания в школах. На ваш взгляд, такая отсылка к советскому прошлому сегодня уместна?
— Конечно уместна! Я сам вышел из советской школы, мне интересна тема пионерии. По сути, школа мужества работает по схожему принципу: у нас есть отделения, у отделений — командиры. С детьми проводятся собрания, мы общаемся, ходим в походы. Если подобный уклад установится в школах, будет и вовсе замечательно, главное, чтобы это было сделано грамотно, а детям — интересно. Ребята проводят в школе без малого полдня, при этом не буду кривить душой, если скажу, что дети туда ходить не любят, ведь там их мучают уроками и задают домашнее задание. (Смеётся). Однако и педагоги должны быть заинтересованы в своей работе, их труд должен цениться, ведь именно от них зависит формирование личности человека. К сожалению, некоторое время назад из школьного образования убрали элемент воспитания: сегодня школа оказывает исключительно образовательную услугу. На мой взгляд, этого нельзя было делать, ведь образование и воспитание — это как две ноги, одно без другого не имеет смысла.