Нашего поля ягода. Куда вместо Европы собираются поставлять морошку?

Северные ягоды – морошка, брусника, черника – всегда пользовались спросом в странах Европы, особенно в Скандинавии. Что теперь будет с экспортом дикоросов из Мурманской области?

   
   

В России и не слышали?

По словам предпринимателей, приостановление контрактов со странами Северной Европы, безусловно, скажется на «ягодном» рынке страны.

«Нам дали понять: к теме экспорта в Евросоюз мы не вернёмся в 2022 году, а возможно, и в 2023-м, – рассказал «АиФ-Мурманск» генеральный директор заготовительно-экспортной компании Константин Рубановский. – Морошка для нас – исключительно экспортный товар. Мы из неё делаем соусы, варенье (для внутреннего рынка), но общий объём ягод всё равно уходил в другие страны. В России нет культуры потребления морошки: не все её знают, едят ягоду преимущественно на Севере, в центральной России о ней и слышали-то не все. Уже сейчас мы стали задумываться: а стоит ли нам в грядущем сезоне вообще открывать приёмные пункты. Будем, конечно, принимать бруснику, чернику, клюкву, но основной упор всё равно всегда делали на морошке. И люди зарабатывали на ней – стоимость сбора традиционно была высокой».

В России нет культуры потребления морошки: не все её знают, едят ягоду преимущественно на Севере. Фото: Правительство Мурманской области

По словам предпринимателя, в планах выход на китайский рынок. Также есть перспективы сотрудничества с компаниями в ОАЭ. Интересно, что до недавнего момента эти рынки сбыта даже не рассматривались.

«Со всеми будем вести переговоры, но это новые люди, новые контракты. Как это будет выглядеть? С Европой всё было наработано», – добавил Константин Рубановский.

«Сейчас мы зависим от оптовых поставщиков, они поднимают цены на определённый товар исходя из рыночной обстановки».

На внутреннем рынке у предпринимателей «ягодного» сектора проблем не меньше: из-за роста цен на сахар, стеклянную тару и картон (для упаковки готовой продукции) стоимость производства заметно выросла. Представители отрасли признают: до стабилизации ситуации в экономике они будут находиться на грани выживания.

   
   

«Закупочная цена на ягоды сильно подскочила. Это результат подъёма цен оптовых баз. Летом, когда все делали закупку, таких цен не было. Сейчас рынок вырос, исходя из курса доллара, цены пошли вверх, – объясняет индивидуальный предприниматель из Мурманска Семён Красавин. – Всё, что было заготовлено летом, мы уже распродали. Сейчас мы зависим от оптовых поставщиков, они поднимают цены на определённый товар исходя из рыночной обстановки. Возможно, это был импорт из Китая и других стран. Сейчас область осталась без «подпитки». С такой большой ценой розничный сектор сильно просел. Люди не понимают обоснованности повышения цен. По моей информации, на некоторые позиции рост составил до 80 %. На нашем рынке все ищут способы, как можно переформатироваться».

Миссия выполнима?

Эксперты говорят, что необходимо оперативно разработать меры поддержки для предпринимателей. Уже сейчас в торгово-промышленной палате Мурманской области могут бесплатно оформить сертификаты о действии форс-мажора.

«В силу сложной обстановки документ можно бесплатно получить до конца апреля, – уточнила вице-президент Торгово-промышленной палаты Мурманской области Татьяна Федорей. – Форс-мажор – дело очень тонкое, в каждой ситуации вопрос о выдаче такого документа рассматривается сугубо индивидуально».

В торгово-промышленной палате рассказали, что сейчас идёт обсуждение, как трактовать данный термин в новых условиях, какие обстоятельства принимать в качестве форс-мажорных.

«Нужен выход на новые рынки. Перспективы у нас есть, необходимо выстроить прямые коммуникации с другими странами. Это не сложно, скорее, затратно. Для того чтобы наладить взаимодействие, нужно поехать в интересующую страну, представить продукцию на выставке, встретиться с максимальным числом потенциальных покупателей, – рассказал бизнес-омбудсмен в Мурманской области Максим Белов. – Существующие реалии требуют иного подхода. Представители различных предприятий региона отправились в новые страны, чтобы решать проблемы логистики, с точки зрения импорта и экспорта, и делают они это за свой счёт. Было бы неплохо, если бы работала программа, которая компенсировала бы предпринимателям расходы на бизнес-миссии – самый, на мой взгляд, эффективный способ выстраивания новых рынков».