«Николай Чудотворец помог». Конюхов и Меняйло рассказали об экспедиции

Перед стартом в Кировске Конюхову подарили иконку Николая Чудотворца. © / Пресс-служба компании «ФосАгро».

Вечером 27 марта российских путешественников Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло спецбортом с аэродрома Хатанги доставили во Внуково.

   
   

Первым делом им зачитали телеграмму от президента России Владимира Путина.

«Ваша стойкость и сила духа в противостоянии штормовым арктическим ветрам восхищают, свидетельствуют о безграничных возможностях человека. И конечно, важно, что свой рекорд член Русского географического общества Фёдор Конюхов посвятил 20-летию создания Всероссийского движения «Детям – образование, здоровье и духовность», — говорится в телеграмме. — Убеждён: такие смелые, вдохновляющие экспедиции, как Ваш полёт, вносят значимый вклад в воспитание молодёжи, в развитие замечательных традиций первопроходцев и исследователей, которыми всегда славилась наша страна».

«Могли не дотянуть»

Подготовка к экстремальной экспедиции началась задолго до старта. В России впервые в истории отечественного воздухоплавания был изготовлен тепловой воздушный шар «ФосАгро» с объёмом оболочки 12 тыс. куб. м. Это само по себе очень важное событие.

«Шар вёл себя хорошо, никаких проблем. Горелки, мороз, кислород, погода — мы пролетали над плато Путорана — ночь, темно, турбулентность, низкая видимость. Однако по самому шару никаких замечаний нет», — признался российский путешественник Фёдор Конюхов.

Изначально трансконтинентальный перелёт аэростата должен был проходить через Вологодскую и Саратовскую области, но воздушные потоки сменились, и маршрут пришлось перестроить. Решено было лететь над Воркутой, Салехардом и финишировать на льду Енисея. Однако и эти планы изменились.

«У нас расчёт был идти на Енисей к югу от Туруханска, но получилось, что в самом начале полёта мы обошли Хибины с севера, поток ветра там был левее. Над морем мы тоже не планировали так долго лететь, думали, удастся быстрее на землю вернуться. В итоге весь полёт прошёл севернее, чем планировалось. И нужно было решать: либо за плато Путорана в Якутию лететь, либо в район Хатанги. На самом деле ветер сам повернул на Хатангу. Ну, а на подлёте к городу —  там уже было дело техники», — скромничает президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван Меняйло.

   
   

«Я настроен был, что мы сядем в тундре, тайге, начнём костры жечь, ждать, пока прилетят спасатели, вертолётчики — мы же ночью приземлились. А Ваня идёт на аэродром и точно садится на полосу. Я удивился мастерству Ивана, я бы так не смог. Он молодой, но очень талантливый пилот. Нам было тяжело, мало топлива, думали, что не дотянем. Но пошло, пошло и все получилось! Скажу вам так: много видел хороших пилотов, но таких, как Иван Григорьевич — нет. Это лучший пилот в мире!» — признался Конюхов.

В Хатанге, кстати, в этих местах прошла юность Фёдора Конюхова, пилотов встретили добродушные работники аэродрома. Все вместе они стали быстро собирать аэростат.

Иконка из-за пазухи

Как и во время любой экстремальной экспедиции не обошлось без приключений — это и нормально, ведь всё просчитать невозможно.

«Когда летишь на шарике над землёй, всегда знаешь: можно приземлиться, а когда над холодным океаном, то если что-то пойдёт не так, ничего не получится. Плюс не бывает полёта без каких-то трудностей или неисправностей. И у нас они тоже, конечно, были — над океаном. Ну, мы немножко поволновались», — признался Иван Меняйло.

На высоких широтах, над северными морями кислорода не хватает — горелки гаснут, даже дорогая зажигалка — и та потухла, а аэростат был сильно перегружен.

Последняя ночь была очень сложной: мороз сильный, холодно. Я такого мороза не испытывал даже на Северном полюсе.

«За одни сутки мы сожгли 60 баллонов по 70–72 кг. И когда пошли вторые сутки, у нас их осталось так мало, я понял: мы не дотянем до рекорда. А потом Ваня взял бразды правления в свои руки и пошёл. Были те сложности, которые мы не предусматривали. Мы решили спуститься, а под нами горное плато Путорана, значит, надо подняться снова на 5000, а у нас кислорода нет. Последняя ночь была очень сложной: мороз сильный, холодно. Я такого мороза не испытывал даже на Северном полюсе», — признался Фёдор Конюхов.

Перед стартом в Кировске Конюхову подарили иконку Николая Чудотворца, он её поцеловал и спрятал во внутреннем кармане куртки.

«Фёдор Филиппович обычно иконку за пазухой носит, а тут смотрю: ночью на углу корзины появляется иконка, значит, думаю, всё точно хорошо будет», — вспоминает Иван.

Мы начали перед иконой просить о помощи, и горелки стали как будто бы меньше гаснуть — это всё ему спасибо, он помогал нам сильно.

«Мы летели не вдвоём, а втроем: с нами был ещё Николай Чудотворец. Мы начали перед иконой просить о помощи, и горелки стали как будто бы меньше гаснуть — это всё ему спасибо, он помогал нам сильно. Мы всегда вспоминаем, что у нас два друга: компания «ФосАгро», которая помогла нам осуществить задуманное, и святитель Николай, который помог нам находиться в воздухе, — рассказал Фёдор Конюхов. — Если бы мы не давали обещания детям-дроздятам, мы бы, конечно, приземлились раньше, потому что у нас топлива было мало. Однако тогда бы мы рекорд не побили. С Ваней решили: деток подводить нельзя, как же мы будем им смотреть в глаза? Скажут: «Не смогли, подвели».

Фото: Пресс-служба компании «ФосАгро».

В аэропорту Внуково путешественников встречали инициаторы рекордного полёта — ребята из движения «Детям России – образование, здоровье и духовность» (ДРОЗД), которое 20 лет назад было основано вице-президентом Российского Союза химиков, мастером спорта международного класса по дзюдо, заслуженным тренером России Андреем Гурьевым.

«Сам этот полёт — идея мальчика Гриши! Хочу сказать ему огромное спасибо! Пусть он видит: если всем вместе взяться за дело, большой и дружной командой, можно достичь любой цели», — заверил Конюхов.

Даже если эта цель — мировой рекорд! Российские пилоты в очередной раз доказали: нет ничего невозможного, они преодолели расстояние в 2 540 км, что на 174 км больше рекорда 1994 года, который принадлежал японскому пилоту Мичио Канда.

«И рекорд этот никто не мог побить! Это очень сложно. Японец Мичио Канда, мой друг, царство небесное, погиб в 2006 году. Я думаю, что он там радуется, что мы его любим, вспоминаем, и этот рекорд наконец-то преодолели. Много было попыток за 29 лет», — признался Конюхов.

Отныне оба мировых рекорда — по дальности и длительности беспосадочного перелёта на тепловом воздушном шаре — принадлежат России.