За взятие долины. Архитекторы могут получить до 2 млн рублей

Сегодня Долина Уюта представляет собой набор случайных сооружений, расположенных хаотично. © / Алексей Мкртчян / АиФ на Мурмане

В Мурманске объявлен международный конкурс на разработку архитектурной концепции развития парковой зоны Долины Уюта. Общий призовой фонд весьма внушительный – 5,8 млн рублей. В жюри – именитые архитекторы из Нидерландов, Германии, США, Финляндии и один человек из России.

   
   

Однако вопросов конкурс вызвал немало. Их «АиФ» и обсудил с членом Союза архитекторов Мурманской области, главным архитектором Мурманска в 1987-1992 годах Наталией Емельяновой.

Небогатые, но с большой душой

Александра Михова, «АиФ на Мурмане»: – Наталия, на ваш взгляд, тот факт, что в жюри нет ни одного мурманчанина, о чём говорит? Нам не доверяют? Или у нас нет профессионалов такого уровня?

Наталия Емельянова: – Меня очень смущает, что мурманчане не имеют к подведению итогов этого конкурса никакого отношения. Это глобально неправильно! Получается, что Центр городского развития сам заказал конкурс, сам назначил жюри, сам определил задание и сам подведёт итоги. В основном в жюри иностранцы, которые понятия не имеют, что такое Мурманск. Конкурс больше похож на рекламу Центра городского развития, демонстрацию иностранным друзьям его руководителя и его роли в Мурманской области.

У нас небогатые архитекторы, но с большой душой. Они работали и работают в реальной действительности, поэтому при взгляде на происходящее становится больно и стыдно перед мурманчанами за действия «коллег».

Конечно, я согласна, что у нас нет профессионалов с такими регалиями, как у членов жюри. А откуда они возьмутся, если у архитекторов области нет серьёзных заказчиков проектов, а значит, нет возможности развиваться. У нас небогатые архитекторы, но с большой душой. Они работали и работают в реальной действительности, поэтому при взгляде на происходящее становится больно и стыдно перед мурманчанами за действия «коллег». Нужны перемены? Да, нужны. Но важно понимать, что проектировать и строить мы обязаны для нашего главного заказчика – жителей города – и не забывать при этом об истории и традициях.

Главные слова из нашего обращения к организаторам конкурса: «После принятия профессиональным жюри решения без опубликования результатов провести второй этап – опрос мурманчан, по результатам которого и подводить итоги конкурса (с учётом мнения профессионального жюри)».

   
   

– Вы вместе с коллегами по союзу написали губернатору письмо, в котором изложили вопросы по конкурсу на десяти страницах! Я обратила внимание на финансовый: насколько рационально сегодня тратить почти 6 млн рублей даже не на реконструкцию, а на идеи?

– У многих архитекторов Мурманска появилось желание участвовать в этом конкурсе. Мы внимательно изучили условия проведения – появилось много вопросов, о чём мы и написали губернатору. И по каждому высказали предложение. Кстати, это не первое письмо главе региона, ранее было обращение по поводу площади Пять Углов, письмо почётных граждан Мурманска в областную Думу.

Именно сейчас надо думать о будущем, о светлых переменах в жизни. Проектировать, но, повторюсь, учитывая историю, традиции, и реально строить, а не фотошопить.

Мне стыдно перед мурманчанами. Люди в соцсетях пишут, что им денег на продукты не хватает, а в это время идёт активная работа Центра городского развития по благоустройству. И в то же время это правильно. Именно сейчас надо думать о будущем, о светлых переменах в жизни. Проектировать, но, повторюсь, учитывая историю, традиции, и реально строить, а не фотошопить.

Местные архитекторы работают по реальным, не бюджетным, заказам. Мы делаем рабочую документацию и строим на возможные деньги заказчиков.

Но вопрос даже не столько в деньгах. До перестройки нашим единственным заказчиком было государство и мы решали задачу строительства жилья (379 рублей за квадратный метр, в том числе отделка и благоустройство). И чтобы не забыть, что мы архитекторы, придумывали темы и проводили конкурсы (бесплатно, в свободное от основной работы время). Потом все предложения складывали в архив, потому что у нас не было заказчиков, например: международный конкурс на строительство Арктического центра «Голубая мечта», конкурс индивидуальных домов для мурманчан, район индивидуальной жилой застройки и самый важный – проект застройки «Площадь народных собраний», где сейчас находится магазин «О'кей». Под этим супермаркетом похоронили наши мечты. Это было, по моему мнению, градостроительное преступление, по которому, к сожалению, нет статьи ответственности. Много лет все причастные к вопросу развития города освобождали эту территорию под городскую площадь. А её потом отдали. Можно организовать большую выставку нереализованных проектов. Сейчас в бюджете есть деньги на благоустройство города, хороший премиальный фонд, на который можно делать отличные проекты. И это радует!

Архитекторы Мурманска примут участие в конкурсе, но в честном. Время идёт, уже середина июля, остаётся полтора месяца. Мы ждём корректуры условий конкурса. Необходимо определить авторские права победителя. Он гарантированно должен дальше продолжать работу над проектом. А организаторы, как я понимаю, хотят собрать идеи, потом их передать своему разработчику, который их реализует. Получается, своих идей у них нет, мы не видели ни одной рабочей документации. Вопрос не в том, чтобы нарисовать, а в том, чтобы реализовать.

Оленям здесь место

– В вашем представлении, необходимо ли сохранить в долине трассу, на которой с 30-х годов проходили соревнования на оленьих упряжках?

– Обязательно! Ловозеро и Мурманск связаны Долиной Уюта. Праздник Севера с участием оленеводов мурманчане всегда ждали. Эту многолетнюю традицию нельзя потерять!

– Какой вы видите Долину Уюта после реконструкции?

– Я представляю себе её в виде парка без больших зданий, но с крытыми сооружениями с круглогодичной эксплуатацией. Центр культуры и отдыха – только со спортивной составляющей. И,  несомненно, с возможностями, как прежде, проводить мероприятия Праздника Севера. Я бы обязательно в программе конкурса изложила условия и предложения организаторов Праздника Севера.

Когда мы собирали голоса под обращением по поводу площади Пять Углов, мне позвонила Ольга Вовк (экс-министр градостроительства и благоустройства Мурманской области. – Прим. ред.) и предложила поговорить о Мурманске. Сказала, что не нашла в городе архитекторов, все разъехались. Да, нас найти трудно, даже мурманчане о нас мало знают. И в этом есть и наша вина. Я тоже сейчас большее время живу с детьми в Санкт-Петербурге, но не готова расстаться с Мурманском. Здесь могилы моего мужа, близких друзей. Этот город для меня был и остаётся родным, здесь прошли лучшие годы моей профессиональной деятельности. Но после застройки площади супермаркетом работать и жить в Мурманске было очень тяжело. А самым важным проектом прошедших лет считаю благотворительную работу по изданию собрания сочинений Виталия Семёновича Маслова и мечтаю, чтобы каждый россиянин прочёл эти книги.

Я потеряла покой, когда увидела установленную у здания правительства области скамейку-баррикаду, а затем эскизы реконструкции площади Пять Углов. Мы, архитекторы и мурманчане-единомышленники, остановили эту стройку для того, чтобы у организаторов было время подумать, прежде чем разрушать. В нашем обращении – оценка ситуации с подходом к вопросам благоустройства, конкретные предложения по реконструкции площади и роли города и горожан в вопросах застройки и благоустройства Мурманска. Ответы получили. Даже комментировать не хочется. Сроки, законодательно отпущенные на ответы, выдержаны.

– А прежние власти Заполярья обращались к вам за советами?

– Из последних был продолжительный разговор с губернатором Дмитриенко. Я подарила ему эскизный проект комплексной реконструкции здания, в котором находится филармония. Проект мы делали совместно с прекрасным молодым архитектором, мурманчанкой Татьяной Мишкиной. Кстати, Таня сделала очень интересный проект часовни на участке между ДКиНТ им С. М. Кирова и Мурманской областной Думой. Благодаря той беседе у нас реконструировали филармонию, остальные идеи Дмитриенко реализовать не успел. Для меня самое главное – то, что построенные объекты никто с собой не увезёт, поэтому делиться архитектурными идеями – огромное удовольствие.

Из воспоминаний жителей, в 1964 году один водосток упал и кого-то убил, в результате вместо того, чтобы вовремя ремонтировать и правильно эксплуатировать водостоки, их демонтировали на всех домах.

У архитекторов Мурманска много нереализованных проектов, мы не понаслышке знаем проблемы города. Например, восстановление водостоков на «сталинках» в центре. Из воспоминаний жителей, в 1964 году один водосток упал и кого-то убил, в результате вместо того, чтобы вовремя ремонтировать и правильно эксплуатировать водостоки, их демонтировали на всех домах. А это конструктивный элемент дома! Это как уши у человека отрезать. В результате начали разрушаться карнизы, фасады. И хоть каждый день их ремонтируй, они всё равно будут разрушаться! Надо спасать центр города!

– Начиная с 2012 года в Долине Уюта постоянно что-то строят. Речь идёт о миллиардах рублей. Там уже должен был вырасти город-сад, но увы… В чём вы видите загвоздку?

– Всё это потому, что нет единой концепции. Я считаю, что Долина Уюта простирается от Кольского проспекта и до объездной дороги и она должна быть вся концептуально проработана. А у нас получается набор случайных сооружений, расположенных хаотично. Причины те же: нет преемственности, нет знаний градостроительных законов, упразднена должность главного архитектора города.

Мы, члены Союза архитекторов Мурманской области, в качестве первого шага предлагаем создать городской общественный градостроительный совет с правом вето, разработать алгоритм участия мурманчан в принятии решений по вопросам городского масштаба.

А в заключение на тему сегодняшнего разговора хочу сказать: у нас нет другой Долины Уюта или площади Пять Углов, это наши жемчужины. И мы не имеем права на ошибки. Надеюсь, что конкурс по Долине Уюта состоится и он будет по-настоящему честным и открытым.

Досье
Наталия Емельянова. Родилась в 1952 году. Окончила архитектурный факультет Санкт-Петербургского архитектурно-строительного института в 1976 году (ГАСУ). Главный архитектор Мурманска в 1987-1992 годах, консультант-разработчик последнего генплана Мурманска. Член Союза архитекторов Мурманской области. Член международного клуба Rotary International.