По одной из мурманских легенд, без преувеличения самые известные духи мира — «Шанель №5» — знаменитый французский парфюмер Эрнест Бо создал, вдохновившись ароматом Семёновского озера.
Как оказалось, в реальной истории парфюмерного фаворита женщин всего мира есть немало пересечений с Кольским Севером. Каких — читайте в материале murmansk.aif.ru.
Попытка номер пять
Создатель знаменитых духов — француз Эрнест Бо — родился в России в 1882 году. Будучи сыном парфюмера, он с детства понимал, с каким сложным и интересным делом будет связана его жизнь. Его брат Эдуард на протяжении нескольких лет трудился в известном по тем временам парфюмерном доме «Ралле и Ко», где впоследствии начал свой трудовой путь и сам Эрнест.
С началом Первой мировой войны именитого француза призывают в армию, а ещё через несколько лет Эрнест Бо оказывается на Кольском полуострове.
«В период Гражданской войны он был матросом французского флота. Это были 1918–1919 годы, — ранее рассказал murmansk.aif.ru почётный гражданин города-героя Мурманска, доктор исторических наук, краевед, профессор Алексей Алексеевич Киселёв. — Когда корабль стоял на рейде, делать морякам было особо нечего, поэтому французы частенько гуляли по окрестностям Мурманска. Как-то раз Эрнест Бо забрёл на Семёновское озеро. Летний погожий день, ветерок с моря, воздух насыщен влагой… Этот аромат он пронёс через все военные годы».
В 1920 году в жизни Эрнеста Бо происходят два знаковых события: первое — знакомство с Коко Шанель, второе — создание своего самого известного аромата.
«Меня спрашивают, как мне удалось создать «Шанель № 5». Во-первых, я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны, — позже напишет Бо в «Воспоминаниях парфюмера», напечатанных в журнале Industrie de la Parfumerie в октябре 1946 года. — Часть моей военной кампании прошла в северных странах Европы, за полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озёра и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы».
Новаторство французского мастера, сумевшего сделать нечто иное, непохожее на парфюмерную продукцию тех лет, очень воодушевило великого модельера. Из предложенных версий парфюма, приготовленных специально для Шанель, модернистски настроенная Коко выбрала именно вариант № 5.
«Я показал ей серии от 1-го до 5-го и от 20-го до 24-го номера. Она выбрала несколько, и среди них был № 5. «Как назвать эти духи?» — спросил я её. Мадемуазель Шанель ответила: «Я представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, то есть в мае. Значит, оставим духам номер, который они носят. Этот пятый номер принесёт им успех». Сознаюсь, она не ошиблась», — позже напишет парфюмер в своих мемуарах.
Интересно, что первые партии духов выпускались в ёмкостях, которые имели форму штофа (четырёхгранная бутылка. — Прим. ред.) русской водки. По признанию Бо, несмотря на всю сложность воплощения, по количеству подражателей «Шанель № 5» побили все мыслимые и немыслимые рекорды. Местные парфюмеры с немалым старанием пытались воспроизвести нашумевший аромат северного озера в полярный день.
Воспоминания о России
Воспоминания об Эрнесте Бо, соединившем в себе «достоинства француза с широкой русской хлебосольностью», опубликовал парижский парфюмер русского происхождения Константин Веригин в своей книге «Благоуханность». Именно благодаря ему версия происхождения аромата «Шанель № 5» получила широкое распространение.
К моменту знакомства с эмигрантом Веригиным Бо уже успел получить множество регалий: Военный крест и орден Почётного легиона, русский орден Святого Владимира с мечами и бантом и английский Военный крест. Однако все эти достижения затмила слава создателя аромата для Шанель.
«Созданные им для дома «Шанель № 5» уже сделали его имя знаменитым во всей парфюмерии. Он первый сумел соединить в духах блистательную дерзновенность, переходящую в тонкий, безукоризненный пир чувств, — пишет Веригин. — Я понял, что впервые имею дело с опытным человеком, непосредственно связанным со всей французской парфюмерией».
По словам Веригина, живя во Франции, парфюмер испытывал глубокую тоску по императорской России. Отчасти и это сказалось на профессиональном вкусе маэстро.
«Он говорил прекрасным русским языком, который, как коренной москвич, знал в совершенстве. Даже будучи патриотом Франции, он сумел сохранить на всю жизнь пламенную любовь к императорской России своего детства и юности, — вспоминал Веригин. — Любил он русское великодушие и гостеприимство, русскую природу и литературу, музыку, театр, манеру видеть мир и передавать его красоту. Влияние русского балета также сказалось на его творчестве».
Чем пахнет Север?
Совершенно очевидно, что за сто с лишним лет существования «Шанель № 5» аромат претерпевал множество изменения: менялись времена, а вместе с ними в модный дом приходили и новые парфюмеры, вносившие в пирамиду духов новые ноты. Претерпевали изменения и сами ингредиенты, входившие в состав формулы.
«За это время аромат многажды изменялся, не радикально, но всё же. Это зависело от множества причин, в том числе и от развития химической промышленности. Кроме того, он очень разный в разных концентрациях: духи, парфюмерная вода, туалетная вода, колонь. Разный в зависимости от года выпуска, — рассказала murmansk.aif.ru северянка, увлекающаяся изучением парфюмерии, Наталия Ч. — Для себя я нашла то, что мне нравится больше всего: колонь в сплеш-флаконе, не спрей, выпуска 1980–90-х годов».
По словам нашей собеседницы, с тех, ещё перестроечных, времён она запасла несколько заветных флаконов.
«Именно он напоминает мне весенний воздух, — рассказала Наталия. — В том, что это действительно аромат Семёновского озера, я уверена на пятьдесят процентов, ведь об этом я прочла в книге. Там чётко сказано: это аромат северных озёр в полярный день, и именно это я ощущаю. Ну а другие чувствуют что-то иное. В этом и состоит прелесть парфюмерного искусства — каждому духи рассказывают что-то отдельное, что человек готов почувствовать и представить».
Какие именно ноты в пирамиде творения Эрнеста Бо могут соотноситься с Севером? Согласно аннотации духов, в композиции преобладают ароматы лимона, ириса, жасмина, розы, ландыша. Что из этого перечня может хотя бы отдалённо напоминать о Кольском Севере?
«Пирамида вообще условное понятие, которым маркетологи описывают аромат для потребителя. Мне кажется, что та версия парфюма, которой пользуюсь я (а это колонь винтажный), иногда напоминает влажный воздух в марте, когда только начинается первая капель. Однако это лично мои ассоциации, возможно, определённые знанием, как аромат создавался», — добавила Наталия.
Интересно, что после своего звёздного часа на протяжении нескольких лет Эрнест Бо создаст ещё несколько ароматов — это духи, навеянные русским периодом жизни. Однако, без сомнения, самым известным ароматом XX столетия по-прежнему остаётся «Шанель № 5» в маленьких флакончиках, в которых и по сей день живёт аромат Семёновского озера в солнечный полярный день.