17 июля в Санкт-Петербурге был дан старт масштабному проекту Arctic Connect, который Северным морским путём соединит континенты. Особая роль в нём отведена Мурманску.
А мы идём на Север!
Сегодня паутина мировых оптико-волоконных систем в основном пролегает по дну Атлантического и Тихого океанов, а также по индийской акватории – эта пока единственная скоростная трасса, соединяющая Европу и Азию.
«С технологической точки зрения, Китай, Южная Корея и Япония – это страны с огромном количеством потребителей трафика. Контент же расположен в европейских дата-центрах и серверах, а значит, от того, как быстро будет налажен мостик между Европой и Азией, зависит скорость сигнала. Сегодня в мире активно развиваются технологии пятого поколения, поэтому объём передаваемых данных растёт лавинообразно», - рассказал генеральный директор МегаФона Геворк Вермишян.
Россия только приступает к строительству своей скоростной трассы, кабель толщиной от 1,5 см до 7 см пройдёт по дну арктических морей – из-за сферической формы Земли это самый короткий маршрут, который соединит два континента, а в перспективе, может быть, и три, если протянуть его до западного побережья Америки.
Стартует проект в Мурманске. Здесь будет сделан первый отвод от основной линии: транспортные кабели протянут до прибрежных городов, тем самым придав импульс развитию регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Мурманск и Анадырь – обязательные отводы, необходимые для того, чтобы обеспечить электричеством весь 13-тысячный канал.
«Согласно топологии маршрута, Мурманск – это место, где будет совершён стык с норвежским Киркенесом – с точкой на Севере Европы, которая заходит в центр, и подключает европейский континент через нас с Азией», - пояснил Геворк Вермишян.
Таких городов-спутников на трассе будет около 11. Жители арктических и дальневосточных регионов получат стабильную и высокоскоростную связь, которая имеет беспрецедентно короткое время передачи сигнала с минимальным уровнем задержки.
«Шельфовые и топливно-энергетические проекты в этих регионах сделают почти квантовый скачок с возможностью применения высокоскоростных технологий и цифровизацией рутинных процессов», - добавил Вермишян.
Исследование морского дна
Первый этап реализации проекта начнётся с морских исследований, которые необходимо провести в арктических морях, чтобы выбрать оптимальный маршрут прокладки линии связи.
В начале августа в Мурманске стартует трёхмесячная исследовательская экспедиция, за время которой будет детально изучено дно Северного Ледовитого океана. До начала октября научно-исследовательское судно Росгеологии «Профессор Логачёв» пройдёт наиболее сложные с точки зрения ледовой обстановки участки трассы в Баренцевом, Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях.
После завершения экспедиции будет получена бесценная информация о рельефе дна арктических морей.
В этом году протяжённость исследуемой трассы составит около 6,5 тыс. километров. Вторая часть изысканий пройдёт в 2021 году и будет включать детальное изучение инженерных условий прокладки подводного кабеля, в том числе исследование пород дна.
«Развитие Арктики – это прежде всего восстановление и последующее развитие Северного морского пути, главной транспортно-логистической составляющей. По-настоящему Севморпуть заиграет, когда будет завершен этот масштабный и амбициозный проект, - уверен глава Ассоциации полярников в Санкт-Петербурге Владимир Шамахов. – Оптико-волоконный кабель соединит Арктику с Дальним Востоком и сомкнёт кольцо вокруг Евразии!».