Сила оттока. Почему Русский Север теряет людей?

За последние 30 лет Мурманская область утратила почти половину (!) своего населения. © / Правительство Мурманской области

По данным предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2021 года, только три региона Северо-Запада увеличили численность населения: Санкт-Петербург, а также Ленинградская и Калининградская области.

   
   

Северные регионы предсказуемо показали отрицательную динамику. В чём причина и как это изменить?

Регионы в минусе

Согласно предварительным подсчётам, сегодня в России уже 16 городов-миллионников: в Воронеже, Краснодаре, Красноярске и Перми численность населения преодолела порог в 1 млн человек.

Но вернёмся на Северо-Запад страны: тут у нас несколько регионов-миллионников – уже упомянутые Петербург (5,6 млн чел.), Ленинградская (2 млн чел.) и Калининградская области (1 млн чел.), к ним присоединяется Вологодская область (1,1 млн чел.) и Архангельская, если считать её вместе с Ненецким автономным округом (1 млн чел.).

С 2010 по 2021 год отток населения из Мурманской области составил 16 %, предварительная численность населения – 668 тыс. человек. Больше всех в СЗФО сократилось население Республики Коми – минус 18 %, на втором месте Республика Карелия, потерявшая 17 % жителей, затем идёт Архангельская область –16,9 %.

Эксперты говорят о внешней политике, взаимоотношениях в Арктике, а людей волнуют бытовые проблемы: пенсионные выплаты, воровство чиновников, состояние больниц и дорог, благоустройство города – качество жизни, и если оно их не устраивает, они уезжают.

«На мой взгляд, такие показатели связаны с заботой о людях. Мы забываем о термине «качество жизни», народ реагирует, когда ему плохо жить. Эксперты говорят о внешней политике, взаимоотношениях в Арктике, а людей волнуют бытовые проблемы: пенсионные выплаты, воровство чиновников, состояние больниц и дорог, благоустройство города – качество жизни, и если оно их не устаивает, они уезжают. О народе надо подумать, а не об отчётах о крупных проектах, – убеждён к. х. н., доцент кафедры государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников. – И второе: необходимо провести большую работу, связанную с профориентацией молодёжи. Надо школьников готовить к тому, что они живут в Арктике, и показывать им преимущества Севера: это работа на арктических предприятиях, достойная зарплата и высокое качество жизни».

   
   

Два условия

Золотое время в истории Мурманской области – начало 90-х годов. К 1990 году численность населения региона достигла своей максимальной отметки – 1 191,5 тыс. человек, а затем начала стремительно сокращаться: после 1991-го Кольское Заполярье теряло примерно по 6-7 тыс. человек в год. За последние 30 лет Мурманская область утратила почти половину (!) своего населения.

Даже районный коэффициент, который был утверждён в начале 90-х годов, сегодня не выполняется.

«Изменить это можно только с помощью современных рабочих мест и достойной заработной платы. Сегодня зарплата в регионе опустилась, грубо говоря, ниже плинтуса. В советское время соотношение зарплаты в Мурманской области к средней зарплате по стране – 1,75, а сейчас – 1,3 раза. Даже районный коэффициент, который был утверждён в начале 90-х годов, сегодня не выполняется. Ничего удивительного, что молодёжь здесь не задерживается. Мы новых, современных рабочих мест практически не создаём – это главная причина оттока людей, – пояснил экс-глава Мурманской областной Думы (1994–2007), член Совета Федерации (1996–2001), к. и. н., доктор политологии Павел Сажинов. – Социальная инфраструктура у нас достаточно развита, она не развалена: есть школы, детские сады. Проблемы в медицине завязаны на отсутствии нового оборудования и специалистов, которые уезжают».

Совсем иная ситуация в Калининграде, куда наравне с Петербургом и Ленобластью активно переезжают и северяне.

«Надо сказать, там тоже не всё хорошо: цены в магазинах достаточно высокие. Но люди туда поехали, потому что там есть жилищное строительство, которое подтягивает и всё остальное: если есть строительство, значит, есть развитие. Калининградская область хорошо использовала и своё приграничное положение, – считает Павел Александрович. – И плюс к этому в своё время Калининградская область имела неплохие федеральные льготы. Конечно, и климатические условия совсем иные: юг Балтийского моря не есть юг Баренцева! Там развивается сельское хозяйство – в этом отношении они молодцы».

Помимо сложных климатических условий и отсутствия длинного рубля, за которым в советское время на Север ехали со всего Союза, паковать чемоданы заставляет и квартирный вопрос. Начиная с 90-х годов в регионе практически нет жилищного строительства, что, естественно, сказывается на стоимости квартир. Согласно последним данным Минстроя региона, цена квадратного метра жилья в Мурманске выросла с 79 667 до 92 179 рублей.

Давно пришло время создавать условия, при которых жизнь на Севере станет привле­кательной: это достойная зарплата, льготы, например на жильё, и комфортная инфраструктура – детские сады, школы, поликлиники, дороги и парки.