Свято место. Реконструкция в Долине Славы привела к скандалу

Наталья Кобзева / АиФ на Мурмане

Некогда сопки у Долины Славы были белыми от человеческих костей (См. статью «Седые сопки», «АиФ на Мурмане» № 18 от 4 мая 2016 г.). В этих местах и по сей день находят останки бойцов.

   
   

В этом году в кои-то веки были выделены миллионы рублей на реконструкцию мемориального комплекса. Проект обсуждался на межведомственной комиссии с участием краеведов и поисковиков. Однако за месяц до открытия мемориала п­оисковики, ранее утвердившие проект, заявили, что надгробия не соответствуют захоронениям.

«Мы сами всё сделаем!»

Мурманские краеведы признают: нам не нравится, когда в разговоре о святых местах льётся грязь.

«Плохо, что всё это произошло. Те люди, кто занимался реконструкцией, должны признать, что они поступили нехорошо. Кладбище, которое там есть сегодня, совершенно не то, что было раньше. А меры, которые предлагают власти, - это полумеры. Будет возвращено несколько могил, но это же захоронение! Могилы должны быть конкретными, - считает мурманский краевед, поисковик Михаил Орешета. - Господа-начальники, дайте нам немного денег на цемент, на горюче-смазочные материалы, на продукты. И мы сами всё сделаем! Я понимаю, что до конца года люди не в состоянии завершить начатое, поезд ушёл. Некоторые надгробные плиты вернут на место в срочном порядке. Но деньги-то потрачены».

По словам Михаила Григорьевича, когда мемориал выйдет из подчинения регионального комитета по культуре (а это произойдёт в следующем году), общественники вернут надгробные знаки на могилы, конечно, при условии, что хотя бы минимальные затраты на это будут предусмотрены.

«Я понимаю Елену Химчук, которая осознаёт, что всё было неправильно. И она искренне говорила мне: зачем мы тогда всё сделали. И сегодня я спрашиваю их: ради чего вы потратили огромные деньги? Это же кладбище, это могилы, надо было всё оставить как есть, может, что-то подделать, подровнять», - убеждён Орешета.

   
   

Перенос надгробий

В Долине Славы захоронения расположены хаотично, поскольку создание кладбища длилось много лет. Были надгробия, под которыми вовсе нет захоронений: их устанавливали люди, родственники которых погибли в Заполярье, но местоположение их могил неизвестно.

«Мы с сестрой заказали памятник отцу, чтобы дети и внуки ездили и помнили своего прадеда. Прах его наверняка лежит среди сотен безымянных бойцов, найденных поисковиками и похороненных в Долине Славы. И как поднялась рука памятник превратить в крошку?» - вопрошает Василий Чебыкин.

С другой стороны, Долина Славы не место для самовольной установки памятников. Более того, такого рода инициативы вообще могут быть расценены по статье УК РФ «Самоуправство». Поэтому реконструкция мемориала - это едва ли не первая попытка навести порядок с захоронениями. Кстати, Лев Журин, известный мурманский краевед, стоявший у истоков поискового движения в Мурманской области, осмотрел реконструированный мемориал и остался доволен увиденным.

Во время разработки проекта реконструкции был изучен опыт других регионов: Сапун-Гора, Мамаев курган. Областные чиновники приняли решение выровнять надгробия по линиям. Но для этого некоторые из них пришлось перенести на небольшое расстояние.

«Никогда вопрос о переносе захоронений, останков воинов не поднимался. Если в секторе 64 захоронения, то все они там и остаются. Коллективно принималось решение о расположении надгробий в секторе, их внешнем виде и размере гранитной мемориальной доски, цвете, шрифте», - пояснил председатель комитета по культуре и искусству Мурманской области Сергей Ершов.

Краеведы-поисковики настояли на том, чтобы расположение надгробий точно соответствовало захоронениям, местоположение которых доподлинно известно. Это касалось двух секторов.При этом уже в ходе реконструкции выяснилось, что в границах мемориала захоронений больше, чем предполагалось.

«Мы решили поменять некоторые части надгробных тумб и перенесём их так, как видят это поисковики. Переставим, чтоб они были в тех местах, где захоронены останки воинов», - рассказала директор Мурманского областного краеведческого музея Елена Химчук.

Начинать эти работы до «Вахты памяти», которая прошла 6 октября, не стали. Подрядчики успели установить часть гранитных плит с именами. После надгробия начнут переносить на свои места.

Смотрите также: