Единый волонтёрский центр Мурманской области совместно с гидрографической службой Северного флота приступили к очередному этапу проекта «От родника до океана»: добровольцы отправились на самый труднодоступный маяк Кольского Заполярья — Териберский.
Страж моря
Побывать на маяке — мечта каждого путешественника. Пропитанные солёным воздухом и духом романтики, эти стражи моря несут свою вахту на побережьях, как и сотни лет назад, указывая путь проходящим мимо судам. Териберский маяк был установлен на берегу Баренцева моря в 1896 году. В гидрографической службе Северного флота, обслуживающей его, объясняют, что именно в то время и на этом месте маяк был особенно необходим: люди в здешних краях жили морем — оно кормило, давало средства к существованию, но нередко забирало жизни.
«Известно, что Териберка могла стать крупным морским портом на Северо-Западе России. Тогда здесь располагались два основных становища — Гаврилово и Териберка. С тех времён и началось развитие маяка на этом мысу», — рассказал гидрограф Северного флота Юрий Куликовский.
Первым стражем моря на гранитном наволоке в конце XIX века стала семиметровая ажурная башня с белым металлическим фонарём на вершине — его огонь был виден за 10 миль (чуть меньше 20 км). Постепенно территорию маяка обживали его смотрители. В биографии этого морского светофора были разные страницы: объекты возводились, приходили в негодность, разрушались, неуправляемый огонь однажды сжёг постройки, контролируемый — всегда указывал путь мореходам.
«До 1920 года в маяке находилась звуковая сирена, которая использовалась для того, чтобы корабли и суда могли ориентироваться, где находится берег, при уменьшении видимости», — пояснил Юрий Куликовский.
Времена меняются, а задачи у маячной службы те же, что и столетия назад. Ревуна сегодня здесь, конечно, уже нет, да и навигационные приборы, казалось бы, сводят усилия маяков к декоративным функциям. Однако любой знает: каждый навигационный объект на берегу — надёжный страховочный трос. Огонь маяка виден за 18 миль, он автономный, светит и днём и ночью, а мимо него по-прежнему проходят все основные фарватеры в окрестностях Териберки.
Построенное в начале 1970-х двухэтажное здание с куполом давно обветшало, утратило лоск и военную выправку, но маяки, как известно, не выходят в отставку.
Гидрографическая служба флота отвечает за все 63 маяка Белого и Баренцева морей — за их бесперебойную работу, доставку топлива и продовольствия на оставшиеся под присмотром людей пять обслуживаемых маяков, за проверку солнечных батарей и многое другое. Словом, забот у военных гидрографов всегда хватает, а вот возможностей капитально отремонтировать маяки до состояния красивой картинки — нет.
Время пришло
Сегодня Териберка — место прежде всего туристическое. Бухты в окрестностях маяка облюбовали киты, их танцы — отдельное шоу, так что само сооружение, возвышающееся на гранитном мысу, обязательно попадает в кадр морских путешественников. Правда, облик здания совсем не парадный. В начале 2000-х стало понятно: капитальный ремонт объекта — дело будущего, поэтому его законсервировали. Теперь время пришло, убеждены в Едином волонтёрском центре. В прошлом году добровольцы отремонтировали маяк в селе Кашкаранцы на Белом море. В этом — отправились на противоположную сторону Кольского полуострова.
Маяки нуждаются в восстановлении по всей стране, эта проблема поднимается сейчас на федеральном уровне.
«Маяки нуждаются в восстановлении по всей стране, эта проблема поднимается сейчас на федеральном уровне. Но для нас Териберский маяк важен ещё и как узнаваемая достопримечательность, которая часто попадает на фотографии. Очень хочется, чтобы он выглядел как на открытках и картинах», — сказала руководитель Единого волонтёрского центра Евгения Чибис.
Три сотни волонтёров готовы в выходные дни и в любую погоду сначала добираться до Териберки из Мурманска, а потом на рыболовецком катере — до точки назначения. Удивительно (или нет), но подавляющее большинство добровольцев — женщины.
«Волонтёры всегда готовы работать, целый день впахивать. Эта сплочённость и отношение к труду восхищают. Да, мужчин не хватает, но девчонки работают с таким задором и энергией, что заряжают всех», — поделилась Евгения Чибис.
В начале июля добровольцы помогли разгрузить стройматериалы для работ на маяке, подготовили лагерь к приёму гостей, провели уборку и вывезли с побережья 60 мешков мусора. Этим летом волонтёрам предстоит отремонтировать 450 кв. метров фасада: демонтировать старую облицовку и восстановить кирпичную кладку, обнести армированной сеткой, оштукатурить и укрепить стены высокопрочной грунтовкой, покрасить и заменить окна.
«Работы сложные, логистика — тоже. Погода редко бывает солнечной. Но, думаю, месяца за полтора справимся. После ремонта это здание должно простоять ещё лет 20, а то и больше», — уверен промышленный альпинист и профессиональный строитель Алексей Селегененко.
Он терпеливо объясняет женщинам «реставрационную кухню», показывает, как работать шпателем, а дальше в дело вступает волонтерский энтузиазм и энергия.
Представители трудовых коллективов, организаций и компаний, влюбленные романтики и разочаровавшиеся в жизни одиночки и даже семьи с детьми — любая пара рабочих рук на маяке на вес золота, хотя сильные и выносливые мужчины — самая малочисленная группа добровольцев.
Как бы то ни было — начало положено. Приход людей в такие места с амбициозными задачами, сильной волей и стремлением менять мир к лучшему говорит о том, что роль и смысл маяков остается прежним, как бы ни менялось время. И если огонь маяка горит в душе и сердце одного человека, он укажет верный путь и многим другим.