Глава минпромторга РФ Денис Мантуров (уроженец Мурманска, к слову) заявил, что вопрос развития отечественного судоремонта выходит на первый план. И роль Мурманской области в этом вопросе значительно возрастает в период санкционного давления.
Задача – возродить
По мнению руководителя Минпромторга, восстановление упущенных в постсоветское время судоремонтных мощностей в Заполярье необходимо сделать государственным приоритетом.
«Мы уже работаем с Минфином России по установлению нулевой ставки НДС для судоремонта гражданских судов: это одна из наиболее актуальных мер поддержки. С учётом текущей экономической ситуации ряд предприятий судостроительной промышленности, в том числе судоремонтные предприятия, включены в перечень системообразующих организаций российской экономики. Уже сейчас есть возможность воспользоваться льготным кредитованием на пополнение оборотных средств для поддержания стабильной и ритмичной работы», – заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров.
Реально ли воссоздать то, что было давно утрачено, учитывая степень износа заводского оборудования? По мнению властей региона, возрождение судоремонта и судостроения в Заполярье должно стать новой точкой роста для региона и страны.
«Особенно это важно в новых условиях, и главное, что у нас есть все компетенции для реализации этого масштабного проекта. Но нужна помощь правительства и инвестиции, чтобы обновить устаревшую инфраструктуру», – сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Утраченные возможности
По мнению экспертов, региону просто необходима господдержка, но надо понимать, какой будет фронт работ: сколько заказов придёт и кто будет ремонтировать суда?
«Есть ремонт морского флота, связанный с транспортными судами, есть судоремонт рыбопромысловый, там совершенно другие задачи, иная периодичность. Одно дело, когда здесь работали большие предприятия, где был чёткий регламент. Сегодня в регион приходят траулеры, которые ремонтировать на коленке достаточно сложно», – поделился мнением бывший директор по экономике судоремонтного предприятия, предприниматель Илья Раскин.
По его словам, в 1980-х годах, когда в Заполярье приходили новые корабли, судоверфь даже строила отдельные ремонтные цеха, например топливной аппаратуры: тогда было очень дорого и сложно закупать её за рубежом.
«Поэтому мы и имели практически полный производственный цикл, при желании даже можно было бы перейти на строительство небольших судов. «Нерпа» по большому счёту сейчас не заточена на гражданский судоремонт. Она всю жизнь была предприятием, предназначенным для ремонта лодок второго и третьего поколений. Небольших доков, связанных с ремонтом в первую очередь рыбопромысловых судов, по сути, не осталось: все они в очень печальном состоянии. На моей памяти в конце 1990-х – начале 2000-х эти доки резали на металл только так», – рассказал он.
Есть проблемы и с кадровым обеспечением производственных предприятий. Трудовой костяк судоремонта стареет, опыт нужно передавать молодёжи, а она не слишком жаждет учиться на рабочие специальности. В одном только Полярном, где базируется 10-й судоремонтный завод, потребность в кадрах – 360 человек.
«Особенно нужны на производстве станочники, сварщики, слесари, судоремонтники, корпусники. Не менее актуален вопрос наличия инженерно-технических работников, – считает заведующая кафедрой технологии материалов и судоремонта МГТУ, к. т. н., профессор Людмила Баева. – Молодёжи в области просто нет. Мы потеряли профтехучилища, которые готовили кадры для региона. Дефицит кадров сочетается с их огромной востребованностью не только в судоремонте, но и в судостроении. Мурманская судоверфь, которая, к сожалению, развалилась, могла построить судно с нуля и до спуска на воду. Для этого был хороший задел, сохранить который не удалось. В Мурманск приезжают коллеги со «Звезды» (Дальний Восток) и агитируют наших выпускников работать там: и зарплаты у них приличные, и условия хорошие обещают. Точно такая же ситуация и с «Севмашем» (Северодвинск). У нас нет таких огромных заказов, а вот если суда вернутся из-за границы и встанут здесь, то это будет проблема номер один».
По словам наших экспертов, устаревает и оборудование, которое находится в цехах. На 90 % нужно обновлять станочный парк, а также слесарно-сборочные монтажные цеха. Необходимо ставить более современное оборудование, внедрять цифровые технологии, а это целый комплекс мероприятий.
«В советское время у нас действовала система непрерывного технического обслуживания и ремонта. К счастью, сейчас к ней начинают возвращаться. Для того чтобы она работала, нужно материально-техническое обеспечение. А оно подтянет за собой всё остальное: и предприятия судоремонта, и электронику, и энергетику, и горюче-смазочные материалы, и машиностроение», – уверена профессор.