Ваш звонок очень важен для вас! О чём рассказывают по телефону доверия

Психолог у телефона доверия относится к любой проблеме как к самому важному, о чём маленький человек может говорить. © / freepik.com

В России завершается экзаменационная пора — один из самых сложных периодов в жизни вчерашних школьников и их родителей. Завышенные ожидания, амбиции и неспособность справиться со своими эмоциями создают опасный коктейль.

   
   

Как пережить результаты ЕГЭ и где найти поддержку — об этом и многом другом «АиФ на Мурмане» рассказала руководитель службы детского телефона доверия в Мурманске Светлана Чибота.

Эмоциональный шантаж

Александра Михова, murmansk.aif.ru: — Светлана Анатольевна, часто ли к вам обращаются школьники во время сдачи экзаменов?

Светлана Чибота: — В конце учебного года всегда очень много обращений связано с Единым госэкзаменом. Иногда нам звонят полные разочарования дети, говорят, что ничего не получилось, всё кончено. Они переживают, волнуются, поэтому особенно нуждаются в поддержке. Многие из них сталкиваются с эмоциональным прессингом со стороны родителей. Кстати, то же касается и взрослых, большое количество обращений поступает на тему тревог за своих детей: как помочь ребёнку успокоиться и подготовиться к экзаменам, что сделать, если у родителей высокая мотивация подготовки к ЕГЭ, а у детей — нет. Таких звонков поступает немало.

Одна выпускница, например, рассказала, что родители наняли ей репетитора по математике, но она всё равно не справляется. Девушка не хотела идти в 10-й класс, но для родителей было важно, чтобы она окончила среднюю школу. Сама же она хотела поступить в колледж и выучиться на парикмахера.

«Что плохого в том, что я буду заниматься тем, что мне нравится? Оттого, что мама на меня кричит, а папа ругается, ничего не изменится — я всё равно провалю экзамен, сколько бы они ни запирали меня дома и ни отнимали компьютер», — рассказала девушка.

Другой подросток признался, что папа всегда требовал от него только отличных оценок, дома разгорелся жуткий скандал, когда сын в четверти получил одну четвёрку. Родители пригрозили: пока не исправишь оценку, никакого баскетбола.

   
   

«Задача родителя — серьёзно отнестись к жалобе ребёнка, не обесценивать даже то, что кажется ерундой».

Иногда родители считают, что есть два мнения — их и неправильное. С таким отношением они ограничивают свободу ребёнка, используют эмоциональный шантаж, пытаясь отнять у близкого человека то, что ему дорого. Это недопустимо. Такой подход к воспитанию может иметь две крайности — разрушить личность ребёнка или спровоцировать у него реакцию протеста, что приведёт к потере контакта.

Задача родителя — серьёзно отнестись к жалобе ребёнка, не обесценивать даже то, что кажется ерундой. Психолог у телефона доверия делает именно это — относится к любой проблеме как к самому важному, о чём маленький человек сейчас может говорить. Только так завоёвывается доверие.

С какими проблемами чаще всего звонят дети? Звучат ли вопросы жизни и смерти?

— Больше всего детей волнуют взаимоотношения с противоположенным полом, отношения со сверстниками — дружба, вражда, любовь, одиночество. На втором месте — вопросы детско-родительских отношений, в том числе и вопросы насилия и жестокого обращения. Суицидальные звонки на телефон доверия начинаются обычно словами «Я не хочу жить».

«Однажды нам позвонила 16-летняя девочка, она училась в 10-м классе и забеременела. Ей долго удавалось скрывать своё положение, но мама заметила».

Однажды нам позвонила 16-летняя девочка, она училась в 10-м классе и забеременела. Ей долго удавалось скрывать своё положение, но мама заметила. Реакция была незамедлительной: «Ты с ума сошла! Что люди скажут!» У мамы молодой брак, годовалый сын, а тут ещё и дочь беременная. За помощью девочка обратилась к отцу будущего ребёнка, но мальчик сказал: «Я в этом ничего не понимаю, разбирайся сама. Мои родители не должны ничего об этом узнать». У него в семье тоже были проблемы: отец избивал мать, брак находился на грани развода. Школьница, оставшись без поддержки, решила покончить с собой. Мы держали её у телефона около трёх часов! Это был самый сложный звонок: её эмоциональное состояние было очень неустойчивым. С трудом нашли подход: у тебя же брат маленький, как он без тебя? А девочка до этого жаловалась, что дома она как нянька и братик ночью идёт не к маме, а к ней. К счастью, она решила жить. Потом в роддом пришли и мальчик, и его родители. Нам об этом рассказала мама, позвонившая, чтобы сказать спасибо за две спасённые жизни.

Про зависть и измены

Насколько я понимаю, к вам могут обратиться не только дети, но и родители, бабушки, дедушки, учителя. Что волнует взрослых во взаимоотношениях с детьми?

— Родителей зачастую тревожит вышедшее из-под контроля поведение подростков. Они обращаются, когда возникает конфликт с ребёнком, когда тот оказался в «опасной компании» или столкнулся с травлей. Взрослые звонят, когда лишились работы, попали в трудную жизненную ситуацию. Часто они запрашивают информацию о социальных, медицинских, психологических службах.

«Взрослые звонят, когда лишились работы, попали в трудную жизненную ситуацию. Часто они запрашивают информацию о социальных, медицинских, психологических службах».

Как-то раз нам позвонила мама девочки-подростка 14 лет, она плакала, кричала, на заднем фоне слышались реплики ребёнка. Женщина призналась: поведение дочери вызывает у неё раздражение и гнев, периодически происходят срывы — она кричит на ребёнка, после чего погружается в чувство вины. Во время разговора с консультантом стало понятно: причина конфликтов кроется в нарушении личных границ. Дочь в силу возрастных особенностей настаивает на их соблюдении, что вызывает у матери растерянность и негативные эмоции. Женщина смогла выявить их причину — нарушение её собственных границ в период прохождения ею подросткового периода со стороны родителей и невозможность их отстоять. Звонившая с удивлением обнаружила, что испытывает к ребёнку зависть. Консультант рассказала об эффективных стратегиях общения с подростком, а также рекомендовала маме очную консультацию.

А однажды к нам обратилась северянка, которая прочитала переписку мужа с молодой любовницей. Он делился подробностями семейной интимной жизни, обсуждал и откровенно смеялся над супругой, её внешними данными, а секс с ней сравнивал с очень некрасивыми образами. Мужчина сообщал, что вынужден терпеть жену, ведь у них есть общий ребёнок. Звонившая призналась, что не знает, как ей быть дальше: бросить его или сделать вид, что ничего не заметила.

Главное, что нужно сделать, если вы столкнулись с изменой, — позаботиться о себе, привести себя в состояние душевного равновесия. Предательство близкого человека — это сильное потрясение, и в таком состоянии трудно принять правильное решение. Вы можете совершить необдуманный поступок, который будет сложно исправить, поэтому дайте себе возможность осознать ситуацию, прислушайтесь к своим ощущениям и мыслям. Решите для себя, готовы ли вы простить измену. Измена и развод — частые спутники, и желание уйти от человека, который причиняет вам боль, абсолютно нормально. Во время беседы они проработали все возможные варианты развития событий и решили: нужно откровенно поговорить с супругом. Правда, как потом поступила женщина, нам неизвестно.

Выходит, это достаточно длительные беседы. Сколько по времени продолжается разговор?

— Время разговора не ограничено, он будет продолжаться до тех пор, пока оператор не почувствует, что завершил свою работу и на этом можно остановиться. Обычно детям не требуются многочасовые диалоги — в среднем консультация ребёнка длится около 40 минут.

Вы бесплатно оказываете помощь и поддержку, но тем не менее многие люди опасаются звонить на телефон доверия, боясь, что их семейные тайны будут раскрыты или, чего хуже, вы обратитесь в органы опеки или полицию.

— Эти страхи не имеют под собой никаких оснований. Все консультанты телефона доверия сохраняют анонимность, конфиденциальность и не передают информацию о личности обратившегося в специальные службы, за исключением редких случаев, когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью ребёнка.

«Телефон доверия — не угроза, а поддержка, обращение помогает восстановить детско-родительские отношения. Вы даже можете сохранить в тайне своё имя и местонахождение».

Среди некоторых родителей также бытует предубеждение, что общение их детей с психологом приведёт к утрате их авторитета. Скорее, такая позиция косвенно свидетельствует о нездоровой ситуации в семье и об опасениях родителей, что какие-то проблемы могут выйти наружу. Необходимо понимать: телефон доверия — не угроза, а поддержка, обращение помогает восстановить детско-родительские отношения. Вы даже можете сохранить в тайне своё имя и местонахождение, а также в любой момент прервать разговор. Если вы столкнулись с проблемой, в любое время дня и ночи позвоните по номеру 8-800-200-01-22, чтобы прийти в себя, успокоиться и вновь почувствовать опору в жизни. Поверьте, неподходящих поводов для звонка не бывает.

Справка

В Мурманской области общероссийская линия детского телефона доверия работает 13 лет. За это время поступило 67 612 обращений, в основном детей (40 430), на втором месте — обращения иных граждан (22 334), далее следуют обращения родителей (4 848). В регионе работают три детских телефона доверия — в Мурманске, Мончегорске и Полярных Зорях.