Считаные дни остаются до выборов в Государственную Думу, региональные и местные парламенты. В этом году проголосовать можно будет в течение трёх дней – 17, 18 и 19 сентября.
При чём здесь блокчейн?
В этом году проголосовать онлайн смогут жители Москвы, Севастополя, а также Курской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской и Мурманской областей. Некоторые из них уже принимали участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) в 2020 году. Но тогда было по одному бюллетеню, на этот раз их будет от двух до шести в зависимости от числа выборов в регионе.
Для того чтобы принять участие в ДЭГ, нужно было в срок со 2 августа до 13 сентября подать заявление на портале «Госуслуги».Сегодня уже известно, что испытать систему решились свыше 2 млн россиян, среди них 40 тыс. человек – жители Кольского Заполярья. Кстати, на первом месте по числу желающих предсказуемо москвичи, менее всего ДЭГ заинтересовал жителей Нижегородской области. Стоит учесть, если вы подали заявку, то проголосовать на избирательном участке вы уже не сможете.
Во многом нежелание голосовать онлайн связано с недоверием, вызванным непониманием, как работает эта система. Давайте разбираться.
«Для Ростелекома это не первый опыт работы с системами государственной важности. ДЭГ обеспечивает полную анонимность и тайну голосования на уровне криптографичского протокола и алгоритмов шифрования. Преимущества системы в безопасности доступа, надёжности защиты информации и гарантированной конфиденциальности. Информация анонимна, зашифрована, нет никакой возможности определить, за кого проголосовал тот или иной человек, – заверил главный архитектор ДЭГ Ростелекома Юрий Сатиров. – Портал ДЭГ – это авторизованная зона. При нажатии кнопки «Проголосовать» вас направят на идентификацию. Повторное подтверждение личности пройдёт путем отправки СМС-сообщения на номер, указанный на портале «Госуслуги». Получив бюллетень, вы голосуете уже на своём компьютере или мобильном телефоне. Эти данные в зашифрованном виде направляются в распределённую базу данных, которая построена по технологии блокчейна. Это как некие отметки всех действий во времени – история всех операций. Можно получить выгрузку из блокчейна, если есть желание в чём-то разобраться. В ваш бюллетень невозможно внести изменения, чтобы это осталось незамеченным. Эту процедуру можно сравнить с электронной подписью, когда мы подаём декларацию в налоговую службу».
В том случае если во время голосования у вас внезапно отключили электричество или завис компьютер, то до момента получения бюллетеня голосование можно продолжить в том же браузере и на том же устройстве.
«Инфраструктура ДЭГ состоит из трёх центров обработки данных (ЦОД), которые размещены на территории Москвы. При потере любого ЦОД (предположим, трактор перекопал электрический или магистральный кабель связи) потребитель ничего не заметит, произойдёт перебалансировка на другой ЦОД», – объяснил директор департамента эксплуатации федеральных интеграционных решений Ростелекома Евгений Симонин.
Связка ключей
Прежде, чем допустить избирателей до электронного голосования, система ДЭГ была несколько раз протестирована.
«Первую тренировку мы провели в мае. Тогда были обнаружены некоторые ошибки: например, когда избиратели использовали устаревшую версию браузера. В августе прошло закрытое тестирование, и с 7 по 9 сентября – повторная масштабная проверка», – сказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов.
К слову, для участия в онлайн-голосовании рекомендуется, чтобы устройство было не старше 7–8 лет.
«Техническое решение, основанное на технологии блокчейна, применяется уже давно. Мы много работали с экспертным сообществом: 174 специалиста пытались найти уязвимости, мы выделили двоих, предложения которых нам показались полезными, – уточнил президент компании «Ростелеком» Михаил Осеевский. – Мы абсолютно уверены в работоспособности, эффективности системы и соответствии всем требованиям».
Во время итоговой тренировки особо отрабатывалась процедура «разделения» ключа. Сначала на специальном компьютере, который не имеет подключения к интернету, происходит генерация ключевой пары. Она состоит из ключа зашифрования, используемого для шифрования бюллетеней с голосами избирателей, обеспечивая тайну голосования, и ключа расшифрования, без которого невозможно узнать результат. Ключ расшифрования был разделён на восемь частей, каждая из них перенесена на специальный носитель – рутокен, сохраняемая информация на котором дополнительно защищена шифрованием, и передана отдельным держателям в ЦИК, представителям парламентских партий, представителю Общественной палаты и Минцифры, одна флешка осталась в ТИК ДЭГ. Компьютер был опечатан, его вместе с сейф-пакетами и с частями ключа разместили в стеклянном шкафу под камерами в ЦИК.
По окончании тестового голосования ключ расшифрования вновь собрали из его частей воедино на этом же компьютере. Представители ТИК ДЭГ рассказали, что в случае утери ключа расшифрования, на расшифровку результатов потребовалось бы более 200 лет. Далее собранный ключ передаётся в систему ДЭГ, после чего запускается процедура расшифрования результатов и подсчёта голосов.
«Многие называют это магией, но на самом деле это математика: гомоморфное шифрование позволяет посчитать анонимные бюллетени, – объяснил Юрий Сатиров. – Даже после голосования нет возможности посмотреть, кто и как проголосовал».
Аналогичная процедура пройдёт и во время реальных выборов.
В тренировке участвовали 123 035 избирателей, из них 117 799 дошли до конца, проголосовав за Кандидатов Кандитовичей Кандидатовых во всех доступных в регионе бюллетенях.
«С моей точки зрения, с каждым годом всё больше людей будут пользоваться электронным голосованием. Но важно сохранить возможность выбора: кто-то будет голосовать на избирательном участке, а кто-то электронно», – считает член Общественной палаты РФ, председатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.
ДЭГ даёт возможность проголосовать не выходя из дома. Для одних это удобно, для других – любопытно.
«У людей есть желание посмотреть, как эта система работает. ДЭГ востребовано, может быть, даже в большем объёме, чем мы ожидали. Это говорит о доверии к системе и перспективах развития проекта», – считает заместитель председателя ЦИК РФ Николай Булаев.