Евгений Артюхин: «Спорт в России развивается - это главное»

Евгений Артюхин: «На тренерскую работу, конечно, ещё не перешёл, но у меня закрадывается такая мысль». © / Норникель

В Мурманскую область вновь приехала «Красная машина» - нацпрограмма подготовки молодых хоккеистов, которую реализует с 2019 году Федерация хоккея России. В этот раз специальным гостем мероприятия стал нападающий, экс-игрок сборной России Евгений Артюхин.

   
   

В эксклюзивном интервью murmansk.aif.ru спортсмен рассказал о развитии хоккея в регионах, международной изоляции и планах на будущее.

«В Москве не хватает льда»

Александра Михова, murmansk.aif.ru: Евгений, сегодня наши спортсмены переживают не самые простые времена. Как, на ваш взгляд, следует развивать спорт в стране с учётом международных обстоятельств?

Евгений Артюхин: Несмотря на все сложности, спорт в России развивается, особенно детский и особенно в регионах. Это самое главное! Детский хоккей не страдает от того, что происходит на международной арене. Я думаю, это временная история, скоро всё разрешится. И тогда наши взрослые спортсмены продолжат выступать на международных соревнованиях.

Досье
Евгений Артюхин. Родился 4 апреля 1983 года в Москве. Участник чемпионата мира 2011 года в составе сборной России. Чемпион мира среди молодёжных команд 2003 года в составе сборной России. Единственный хоккеист в истории КХЛ, получивший более 1000 штрафных минут за карьеру.
— Вы много ездите по стране. Как в регионах обстоят дела с детским хоккеем?

— Я действительно бываю в периферийных городах, мы часто ездили с командой по стране. На стадионы приходит много зрителей, в том числе молодёжи и детей, все знают спортсменов — это о многом говорит.

В России нужно больше открывать ледовых площадок, например, в Европе и Канаде на районе по два-три катка, а в Москве до сих пор не хватает льда, все корты перегружены.
   
   

В Мурманской области прошло большое мероприятие «Красной машины». В маленьких городках, таких как Заполярный, где вроде бы холодно и всегда зима, хоккей успешно развивается, созданы прекрасные условия. Моё первое впечатление: как будто я оказался в Канаде — классный каток, есть раздевалки, лёд шикарный! В России нужно больше открывать ледовых площадок. Например, в Европе и Канаде в районе по два-три катка, а в Москве до сих пор не хватает льда, все корты перегружены.

Справка
В 2019 году Федерация хоккея России разработала национальную программу подготовки хоккеистов «Красная машина», которая предполагает единый стандарт образования и включает не только спортивную подготовку, но и психологию, питание спортсменов. До пандемии «Красная машина» объехала множество хоккейных регионов страны: от Мурманска до Сочи, от Тулы и Нижнего Новгорода до Красноярска и Хабаровска.

— Как думаете, в наше время мальчишка из маленького городка, без связей и денег всё ещё может стать звездой хоккея?

— Конечно! Таких историй немало: из небольших городков вырастают звёзды мирового уровня. Надо заниматься, стараться и идти к своей цели.

Я помню случай, когда мальчика моего возраста заметили в Апатитах и пригласили играть в ЦСКА, поселили в спортивном интернате, он выбился, играл на высшем уровне. На самом деле в регионах больше самородков, чем в Москве.

— Есть у нас в стране хоккейные регионы?

— Трудно кого-то выделить. Все регионы Сибири любят и играют в хоккей. Башкирская Республика, Казань. Все клубы, которые выступают в КХЛ, из каждого города один-два хоккеиста играют на высшем уровне.

Уйти, чтобы остаться

— Чем вы сейчас занимаетесь? Слышала, взяли небольшую передышку.

— Я в прошлом году играл, а в этом — взял небольшую паузу, чтобы перезагрузиться. Когда ты уже больше 30 лет в спорте, иногда хочется просто сесть и ничего не делать, отдохнуть ментально и подумать, чем дальше заниматься, куда двигаться. Сейчас помогаю в каких-то клубах, прихожу на детские тренировки, провожу мастер-классы.

Сейчас понимаю: я люблю хоккей, это вся моя жизнь, он мне дал всё. Конечно, я без него буду скучать и тосковать.

— Планируете уйти на тренерскую работу или ещё поиграете?

— На тренерскую работу, конечно, ещё не перешёл, но у меня закрадывается такая мысль. (С улыбкой.) Может быть, и хочу. Знаете, пока играл, думал: только не на тренерскую работу, хочется чего-то другого! Сейчас понимаю: я люблю хоккей, это вся моя жизнь, он мне дал всё. Конечно, я без него буду скучать и тосковать.

— В какой команде вы бы хотели ещё поиграть?

— Там, где я буду нужен, где смогу помочь молодому поколению. Я смотрю на зелёных ребят, которые сегодня играют в первых командах, им нужна поддержка, подсказки. Это спортсмены другого поколения, они немного иначе всё воспринимают, а у тренера нет времени разговаривать с каждым, он работает на результат. Для этого и нужны ветераны, которые подскажут, даже бытовые моменты: как готовиться к играм, как правильно питаться, за сколько дней до игры загружать организм.

— А у вас есть лайфхак, как настроиться на игру?

— Тут никакого секрета нет, все готовятся одинаково. Однако у меня есть маленький нюанс: должны быть режим и дисциплина. Перед игрой обязательно следует выспаться. В день игры: утром тренировка, обед, затем сон, чтобы восстановиться, и вечером быть готовым выйти на лёд.

— Помните свой первый матч в НХЛ? С какими эмоциями выходили тогда на лёд?

— Для меня это было что-то невообразимое — цель в жизни! Помню, как первую шайбу забил. Наверное, эти эмоции не забуду никогда! До сих пор в голове эти картинки.

— В спортивной карьере не всегда всё идёт гладко. Как справлялись с промахами? И есть ли ошибки, которые хотелось бы исправить?

— Конечно, есть моменты, которые я бы исправил.

— То есть точку в вашей хоккейной карьере мы пока не ставим, верно?

— Нет, точку не ставим! Кто знает, может, я ещё в следующем году поиграю! (Смеётся.)