Ковдорский круг. Как привлечь туристов в малые города России?

Александра Михова / АиФ на Мурмане

В Ковдоре прошёл первый туристический форум «Гиперборейский диалог», во время которого федеральные эксперты, региональные власти, туроператоры и гиды обсудили, как развивать туризм в малых городах России. Мероприятие прошло по инициативе компании «ЕвроХим» российского бизнесмена и мецената Андрея Мельниченко в честь её 20-летия.

   
   

«Центр цивилизации»

Ковдор – небольшой промышленный город, расположенный практически на границе с Финляндией. До недавнего времени это был медвежий угол, в который заманить туриста было практически невозможно. Но три года назад появилась идея сделать из Ковдора столицу Гипербореи, и это сработало!

«Мы приняли решение забрендировать территорию присутствия компании в семи регионах. Первым был Ковдор, затем мы быстро забрендировали вторую территорию и на этом всё остановилось. Причина в том, что это зависит не только от компании, но и от общей направленности и понимания, что это принесёт пользу жителям, региону. Не везде руководители к этому готовы», – признался председатель Совета директоров МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев.

Но в Ковдоре всё получилось.

«Ковдор — один из тех примеров, когда промышленный моногород становится точкой притяжения для туристов. Бренд и его продвижение даёт, с одной стороны, людям, которые здесь живут, ощущение, что это не какой-то медвежий угол, это столица Гипербореи, а с другой стороны, это имеет серьёзную экономическую составляющую: турист ищет впечатления и готов за них платить. Так создаются новые рабочие места», – сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Легенду о таинственной стране Гипербореи могут поддержать соседние города и даже соседняя Финляндия.

   
   

У нас появилась идея построить дорогу в Финляндию, тогда бы Ковдор зажил совсем другой жизнью и стал «центром цивилизации», ведь Гиперборея она везде и за государственной границей.

«От Ковдора до финской границы всего 20 км, туда давно ездят туристы. У нас появилась идея построить дорогу в Финляндию, тогда бы Ковдор зажил совсем другой жизнью и стал «центром цивилизации», ведь Гиперборея она везде и за государственной границей, – поделился идеей Игорь Нечаев. – Этот проект развивает инфраструктуру, самый большой выигрыш получат ковдорчане, которые смогут сходить в ресторан, музей, отдохнуть на горнолыжном комплексе, пойти в новый Дворец культуры или поехать на выходные в Финляндию. Ковдорский круг получает всё большие очертания. Жизнь города определена на много лет вперёд».

Но строительство дороги в соседнюю страну – это вопрос межгосударственного взаимодействия, и решается он крайне медленно. Как альтернатива, появилась идея соединить Ковдор с Алакуртти, от которого до той же Финляндии рукой подать. Правда, по словам губернатора, пока это только идея.

Фото: АиФ на Мурмане/ Александра Михова

«Одна из задач туристического бизнеса – найти уникальные пространства, поддержать и способствовать развитию этих локаций. Те меры поддержки, которые сформированы по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», направлены в том числе на арктические регионы, с фокусом создания уникальных туристических маршрутов вокруг Гипербореи, в том числе, соединяя в единое туристическое путешествие Териберку и Мурманск», – рассказала заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова.

Где туристу интересно?

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров рассказал, куда сегодня желает отправиться российский турист. Оказалось, что почти четверть опрошенных говорит о том, что им нравятся пешие туристические походы к рекам, озёрам, в горы – активный и познавательный отдых. Это очень важно для развития туризма в малых городах России.

За последние пять лет 42 % наших сограждан хотя бы однажды ездили отдыхать в другие регионы России, причём 29 % делали это неоднократно.

«За последние пять лет 42 % наших сограждан хотя бы однажды ездили отдыхать в другие регионы России, причём 29 % делали это неоднократно. Это и есть потенциал, – привёл цифры Валерий Фёдоров. – Познавательный туризм – то направление, которое культивировалось ещё с советских времён. Сегодня, когда оценивают туристов за рубежом, говорят, что это люди, которые приезжают не просто полежать пузом кверху, это те, кто хочет узнать что-то новое и интересное, открыть для себя что-то. Это в полной степени касается и отдыха внутри страны».

Фото: АиФ на Мурмане/ Александра Михова

Туристы хотят увидеть новые места и культурные достопримечательности.

«В первую очередь, туристам должно быть нескучно, – дала совет руководитель дирекции стратегии, исследований и аналитики АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова. – Интерес подогревают различные легенды и мифы. У Ковдора в этом направлении всё хорошо. Далее следует обратить внимание на ритуалы, и они не всегда связаны с мистикой. Скорее это то, что вы делаете в повседневной жизни или в праздники. Например, я услышала разговор двух женщин, которые обсуждали, как солить рыбу. Это же безумно интересно! Иными словами, нужно показать туристу ту уникальность, которая есть только у вас».

Кстати, в Ковдоре на средства Фонда президентских грантов недалеко от горнолыжного комплекса «Варс» проложили экотропу «Полярная сова». Каждые выходные здесь совершенно бесплатно проводят экскурсии.