11 февраля исполнится 60 лет с запуска троллейбусного движения в Мурманске.
Какими были первые самые северные в мире троллейбусы и как развивалась маршрутная сеть города? Об этом и не только корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал главный архивист отдела научного использования и публикации архивных документов Государственного архива Мурманской области Максим Ершов.
Девять лет ожидания
Алёна Гаврилова, «АиФ - Мурманск»: – Максим Александрович, какова предыстория появления троллейбусов в Мурманске?
Максим Ершов: – Первые документы о практической реализации планов строительства троллейбусных маршрутов в городе датированы августом 1953 года. Именно тогда решением Мурманского горисполкома было определено появление двух маршрутов. Первый запущен 11 февраля 1962 года по линии Больничный городок – улица Карла Либкнехта. Второй троллейбусный маршрут планировалось запустить по линии посёлок Нагорный – лыжная база – вокзальная площадь. Это было связано с тем, что Мурманск в то время активно развивался и, собственно говоря, решение о запуске троллейбусных маршрутов преследовало цель связать город с тогдашними посёлками вблизи Мурманска, в первую очередь с Нагорным. Усиление промышленности и экономики определяло требования к обеспечению транспортной доступности. В частности, остро стоял вопрос доставки рабочих из одной части города в другую.
Росло и население Мурманска: по данным Всесоюзной переписи населения, в 1959 г. в Мурманске проживало около 220 тыс. человек. До войны, согласно переписи 1939 г., этот показатель составлял 117 тыс. человек. В общем-то, понимание, что город будет активно восстанавливаться и развиваться, у власти появилось уже к концу Великой Отечественной войны. По документам Мурманского обкома партии и облисполкома, когда война на территории Кольского Заполярья приближалась к концу, уже с осени 1944 года велась переписка с Москвой о дальнейшем развитии региона.
Однако в 1953 году амбициозные планы запуска троллейбусного движения в Заполярье реализовать не удалось. Следующая попытка решить транспортную проблему в Мурманске была предпринята только в 1956 году. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР 25 января было утверждено проектное задание по запуску троллейбусного транспорта. В это время начинаются переговоры о разработке документации и подборе организаций, которые будут участвовать в работе.
– Судя по всему, и здесь возникли сложности?
– Первоначально планировалось, что строительством троллейбусных линий и инфраструктуры в Мурманске займётся строительное управление «Севервоенморстроя» Министерства обороны СССР. Однако из-за резкого сокращения рабочей силы на этом предприятии планам не суждено было сбыться. В 1957 году под создание троллейбусного депо в Мурманске была выделена земля, а также определены конечные точки троллейбусных маршрутов. Правда, и здесь возникло много сложностей: стояла задача найти такой участок, который бы удовлетворял всем техническим требованиям. К сожалению, первоначальный вариант, который предполагал, что депо построят вблизи лыжной базы (на нынешнем Кольском проспекте, у подножия подъема на улицу Капитана Орликовой), не был реализован из-за неподходящих условий местности. В привычное современным мурманчанам место троллейбусное депо перенесли лишь впоследствии.
Даты запуска троллейбусного движения в областном центре периодически менялись. В решении Мурманского горисполкома 1957 года ввод в эксплуатацию троллейбусной инфраструктуры должен был состояться в 1958 году. Но в силу того, что участок, который был определён под строительство депо и тяговой подстанции, первоначально не удовлетворял действующим техническим требованиям, начало троллейбусного движения по-прежнему откладывалось.
В 1958 году в Мурманске начинается строительство тяговой подстанции. И только в 1960-1961 годах стало окончательно понятно: троллейбусам в областном центре быть! Правда, для этого требовалось ещё очень много различных согласований. В 1961 году была создана дирекция строящегося троллейбусного хозяйства Мурманска, а также определён состав его административно-управленческого персонала и согласованы тарифы на проезд. Первоначально билет стоил 5 копеек, а за провоз одного багажного места с пассажира брали уже 10 копеек.
Предполагалось, что троллейбусы начнут курсировать уже в октябре 1961 года, но из-за определённых строительных проволочек долгожданное событие вновь отодвигалось. И вот 9 февраля 1962 года госкомиссия осмотрела все объекты троллейбусной инфраструктуры, и, несмотря на мелкие недочёты, с 11 февраля 1962 года в Мурманске заработало троллейбусное движение.
Праздник в городе
– Как горожане оценили новый транспорт?
– Появление троллейбусной линии стало настоящим праздником для мурманчан. По воспоминаниям первых работников троллейбусного управления, в этот день буквально весь город вышел на улицы. Люди с нетерпением ждали появления новых машин. Особенно такой вид транспорта понравился мальчишкам, которые могли ездить от одного конца маршрута к другому по нескольку раз.
«Изначально троллейбусный парк насчитывал 13 машин, впоследствии в апреле 1962 года пришло ещё три троллейбуса».
В газете «Полярная правда» журналисты писали, что первые троллейбусы производили весьма интересное впечатление. Все они были окрашены в разные цвета: голубые, бледно-зелёные, светло-коричневые... Первой моделью троллейбуса, который вышел на линию, был ЗиУ-5 вместимостью 122 человека и с максимальной скоростью 68 км/ч. Эта модель была выпущена в 1959 году, так как предыдущая – МТБ-82 – вышла с конвейера в 1946 году и к 1960 году была уже выведена из эксплуатации. Таким образом, ЗиУ-5 был единственной моделью, которая на тот момент могла работать в Мурманске (к слову, производились эти машины в Энгельсе).
Изначально троллейбусный парк насчитывал 13 машин, впоследствии в апреле 1962 года пришло ещё три троллейбуса. В общей сложности в Мурманске в то время было 19 троллейбусов, но работало только 16. Три, которые поступили позже всех, планировалось ввести в эксплуатацию с 1963 года.
Известно, что водителя первого троллейбуса звали Владимир Киселёв. Он родился в 1935 году в Архангельской области в простой крестьянской семье. С 1961 года Владимир Степанович уже числился в нашем троллейбусном управлении. Он стал одним из первых, кого отправили на обучение в Ленинград, где готовили специалистов для Мурманского депо. Всего на учёбу отобрали 35 человек: 28 из них успешно отучились и приступили к работе.
«В общей сложности, согласно отчёту предприятия за первый год работы, было перевезено 9,7 млн человек».
По воспоминаниям водителей тех лет, они чувствовали большую ответственность за то, что именно они выводят новый вид транспорта на городские дороги. Очень страшно было в те годы ударить в грязь лицом: представьте, что было бы, если бы сломался первый троллейбус в городе!
– Как развивалась маршрутная сеть? Ведь у троллейбусного транспорта в те времена не было более доступной и удобной альтернативы…
– Конечно! Салоны машин набивались битком, и для тех лет это была абсолютно нормальная ситуация. По сообщению газеты «Полярная правда», в первый день работы на линию вышли семь троллейбусов: они перевезли 19 985 пассажиров.
В 60-е годы Мурманск активно застраивался. Правительство уделяло большое внимание развитию города. В 1962 году начинает работу домостроительный комбинат, после запуска которого темпы строительства значительно выросли: застраивалась как северная, так и южная части заполярной столицы. В дальнейшем троллейбусные линии были проложены в его южную и северные части, что связало город в единую транспортную сеть.