В Мурманск прилетел первый арктический вертолёт, оснащённый по последнему слову техники. И что важно — полностью отечественного производства.
Полёты в Арктике
Вертолёт Ми-8 был собран Опытным конструкторским бюро М. Л. Миля в начале 1960-х годов и спустя год произошёл его первый полёт. С тех пор машина по праву считается легендой авиации, в мире нет даже аналогов по надёжности и эксплуатационным характеристикам, заверяют лётчики. Именно поэтому Ми-8 используют более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран. В России его применяют и в армии, и в народном хозяйстве, и в службе спасения.
Самое главное, что здесь нет ни одной детали импортного производства: электроника, инерциальная система, тепловизор, современный автопилот — всё отечественного производства.
«Я сам курсантом летал на таком вертолёте, но сегодня от того Ми-8 осталась одна оболочка, начинка у новой машины — суперсовременная! Самое главное, что здесь нет ни одной детали импортного производства: электроника, инерциальная система, тепловизор, современный автопилот — всё отечественного производства! — рассказал командир авиационного отряда Андрей Сергиенко. — Самоё сложное для лётного состава — выдерживать висение над водой во время спасательных операций. Ветер, шторм, волна, вертолёт бросает из стороны в сторону, а теперь это все решено с помощью электронного автопилота».
Современная инерциальная навигационная система придумана специально для суровых условий Арктики.
«Лазерный гироскоп раскручивается на земле и дальше привязывается к конкретному месту, независимо от наличия спутников, магнитных аномалий и бурь. Особенно это важно на высоких широтах, где сложно вести ориентировку», — пояснил командир.
Ещё одно арктическое преимущество — наличие системы подогрева агрегатов маслосистемы и трансмиссии.
«На вертолёте установлена новая вспомогательная силовая установка, которая обеспечивает запуск судна в условиях низких температур — до -60 градусов», — добавил бортовой техник, инструктор вертолётного звена Артём Анипченко.
Вертолёт оборудован оптико-электронной системой, его можно полностью перевести в ночной режим, при этом в очках ночного виденья просматриваются даже провода. Кроме того, инфракрасные приборы позволяют на высоте 150 метров увидеть лис, волков или потерявшихся людей.
Лётчики из Санкт-Петербурга будут работать в Заполярье вахтовым методом, сменяясь каждые две недели. В дальнейшем подготовят и местные экипажи. Сейчас для авиационного звена закуплены четыре квартиры в Мурмашах, рядом с аэропортом.
Первый арктический
Первый арктический вертолёт с 1 июля заступит на службу спасателям Мурманской области. Второй — должен прилететь в декабре или в начале 2024 года — всё зависит от поставок с завода в Улан-Удэ.
Мурманская область — первый регион в стране, который получил столь современную машину.
«Мурманская область — первый регион в стране, который получил столь современную машину. Прежде всего, это связано с обеспечением безопасности на Севморпути. А во-вторых, мы первыми подготовили всю необходимую инфраструктуру, — рассказал начальник ГУ МЧС России по Мурманской области генерал-майор внутренней службы Руслан Назаров. — Основные задачи авиационного звена: поиск в природной среде потерявшихся грибников и недопущение перехода природных пожаров на территории населённых пунктов. Однако и при других чрезвычайных ситуациях мы привлекаемся в качестве оперативной составляющей: лесные пожары, полёты над водной гладью. Если раньше на поисковую операцию уходило 3–5 дней, то теперь один квадрат можно отработать за два часа».
Базироваться вертолёт спасения будет в Мурманской области, однако если помощь понадобится в Поморье или в Карелии, то Ми-8 незамедлительно отправится к соседям. Тем более, что дальность его полёта составляет более 1400 километров.