Театр кукол давно стал визитной карточкой Мурманска, на его спектаклях выросло не одно поколение северян. Уходящий год стал для заполярных кукольников юбилейным: 90 лет назад театр зародился у подножия Хибин.
Четверть века им руководит Евгений Суханов. В интервью murmansk.aif.ru он откровенно рассказал о том, как порой непросто управлять кукольным миром.
Норвежские сказки
Александра Михова, murmansk.aif.ru: — Евгений Владиславович, вы 25 лет руководите театром. Как за это время изменилась модель управления?
Евгений Суханов: — Я пришёл в театр в 1998 году, положение было очень сложное: к тому моменту труппа семь лет не выезжала на гастроли, даже в область. Я сказал: давайте попробуем! Первый раз выбрались в Печенгский район и, несмотря на то что цены на билеты были очень низкие (людям зарплаты задерживали, денег не было), отыграли, посчитали — стопроцентная прибыль! Пришлось уволить администратора: человек просто не хотел работать. Иначе ничего не сдвинуть с места.
Около 10 лет вообще не было набора в труппу: выпускники театральных вузов не хотели ехать на Север. Убедил режиссёра растить своих артистов, мы проводили конкурс среди мурманчан, в основном брали выпускников педуниверситета, а потом их заочно учили в театральной академии. Только спустя годы мы вновь начали ездить по вузам.
Сегодня в театре стало больше цехов, служб, труппа сильно выросла, но стиль управления у меня не изменился — расслабляться нельзя! Руководитель должен брать на себя ответственность и не бояться принимать непростые решения.
«Руководитель должен брать на себя ответственность и не бояться принимать непростые решения».
— Вы дважды избирались депутатом горсовета, помогал ли этот статус решать вопросы, связанные с театром?
— Если честно, ради театра я и пошёл в городской совет! В те годы мы уже ездили по вузам и приглашали молодых артистов, но, чтобы их заманить на Север, надо было обеспечить специалистов жильём. Город помог с квартирами, только когда я стал депутатом. Театр получил служебное жильё, которое у нас есть до сих пор, мы предоставляем его молодым артистам на 3–5 лет, а потом они должны освободить его для новых ребят. Многое удалось сделать для театра за десять лет депутатства.
— Вам не стыдно за этот период жизни?
— Конечно, с 2009 по 2019 год в Мурманске была насыщенная политическая жизнь, разворачивались настоящие баталии, но мне совершенно не стыдно за свою работу! Я выдерживал свою позицию в любых вопросах. Прежде всего мы работали для людей, помогая им решать самые насущные проблемы.
«Трудно поверить, но до этого мы ездили к скандинавским соседям по 3-4 раза в год, выступали в детских садах, школах, во дворцах культуры на русском, норвежском, финском языках».
— Вы много лет занимались организацией фестивалей театров кукол стран Баренц-региона. Сегодня продолжаете общаться с иностранными коллегами?
— Нет. Сохранились только личные контакты. В 2014 году я активно выступал за присоединение Крыма к России. С той поры ни меня, ни театр за границу уже не приглашали, а если какая-то делегация туда ехала, нас с той стороны сразу вычёркивали из списка! Трудно поверить, но до этого мы ездили к скандинавским соседям по 3-4 раза в год, выступали в детских садах, школах, во дворцах культуры на русском, норвежском, финском языках. Всегда были желанными гостями. Был интересный случай: заслуженный артист России Александр Гусев выработал идеальное финское произношение. После спектакля к нему подошли дети, спросили о чём-то, и, конечно, он ничего не понял. Потом местная газета написала: русский актёр отказался общаться с финскими детьми. А он просто языка не знал!
В 2019 году мы при поддержке Минкультуры РФ и региона провели фестиваль в Мурманске, к нам приехали коллеги из Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции. А в 2021 году я провёл 10-й фестиваль, но к нам уже ни один зарубежный театр не приехал. Тогда это было связано с пандемией. Сейчас мы уже вряд ли увидимся.
— Что давало нашему театру международное сотрудничество?
— Знаете, в годы безденежья я использовал их финансы, чтобы ставить спектакли. Тогда это было возможно. Норвежская сторона помогала с деньгами на постановочные нужды, но было условие: спектакли должны были быть по произведениям их авторов — они продвигали свою культуру. Конечно, сказку мы выбирали сами, чтобы она была понятна нашим детям, была доброй. Таким образом в репертуаре появились пять спектаклей по норвежским сказкам. Сегодня у нас есть стабильное областное финансирование, федеральные госпрограммы. Благодаря этому мы сами вольны определять репертуарную политику театра.
Северный занавес
— Почти четыре года назад театр обрёл свой дом, переехал в новое здание. Скажите честно, скучаете по прежнему месту?
— Если честно, то да, скучаю, всё-таки я 17 лет там прожил. То помещение отличалось камерностью, уютом. Однако здесь размах, уровень, а какие возможности мы теперь имеем!
«Дизайн-проект был скорректирован в соответствии с нашими требованиями. То, что вы видите, — это пятый или шестой вариант. Дизайн сквера тоже неоднократно переделывали».
— Знаю, во время строительства вы нередко спорили, отстаивая своё видение. Что удалось отвоевать?
— Я тщательно контролировал основные этапы реконструкции здания театра. Кое-что строителям пришлось переделать, пусть с криками и спорами, но я заставил их это сделать. Например, в залах не было выключателей света, всё в рубке. Это очень неудобно, администратору пришлось бы бегать через весь театр. Такая ругань была! Даже генеральный директор строительной компании приходил, но сделали же! И таких нюансов было немало. Дизайн-проект был скорректирован в соответствии с нашими требованиями. То, что вы видите, — это пятый или шестой вариант. Дизайн сквера тоже неоднократно переделывали.
— А есть какая-то деталь, которой вы гордитесь? Может быть, часы на фасаде?
— Часы, скажу честно, предложил не я, а дизайнеры. У меня до сих пор хранятся фотографии различных моделей. Правда, всё равно сомневался: часы в диаметре 2,5 метра — очень большие. Потом прикинул на плане фасада и согласился. Здорово получилось!
Горжусь тем, что всё сам отбирал: кресла ездил смотреть на мебельную фабрику в Ставрополь, за диванчиками для фойе — в Петербург. Занавес тоже делали в Петербурге, вручную всё обшивали золотом. Мне захотелось, чтобы он был с северным колоритом, попросил наших художников сделать эскизы: чайку, саамский чум, рыбу-кита, орнаменты северных народов. И какая красота получилась!
«В здании театра нет складских помещений. Это проблема, декорации приходится постоянно менять, перевозить с другого склада».
— Говорят, нет предела совершенству. Чего вам тут не хватает?
— В здании театра нет складских помещений. Это проблема, декорации приходится постоянно менять, перевозить с другого склада. Но решить вопрос сложно, за театром находится военный городок, переговоры идут тяжело.
Сказка с историей
— Меня просили передать вам большое спасибо за спектакли для взрослых. Почему перешли к такой концепции?
— Во-первых, благодаря современнейшему оборудованию мы имеем возможность ставить спектакли любой сложности: световые, теневые, взрослые, детские. Теперь мы можем пригласить абсолютно любой театр, что, собственно, и делаем. А недавно нам предложили провести фестиваль оперетты!
«Режиссёров, которые ставят кукольные спектакли для взрослых, не так и много в России. И они очень дорогие — знают себе цену!»
Кстати, в 70-е годы в театре был расцвет спектаклей для взрослых, их очень любили. Потом долгие годы в репертуаре театра были одна-две постановки для взрослой публики.
Надо сказать, режиссёров, которые ставят кукольные спектакли для взрослых, не так и много в России. И они очень дорогие — знают себе цену! Театр тратит больше денег на подобные постановки. Около пяти лет назад я дал задание выпускать как минимум пару таких спектаклей в год, тогда в течение 10 лет мы наработаем взрослый репертуар. Сегодня у нас имеется уже восемь постановок. Ближайшая премьера по мотивам повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В 2024 году мы вновь пригласим Олега Жюгжду, который ставил «Голого короля», он выпустит спектакль по пьесам А. Островского «Бальзаминов».
— А как вы относитесь к тому, что классику переделывают до неузнаваемости?
— Отрицательно! В этом вопросе я консерватор. Считаю, профессиональный театр должен основываться на классических произведениях, это должен быть костяк репертуара. Сегодня часто берут классическое произведение, переделывают под своё видение. Я вариантов «Евгения Онегина» видел огромное количество и всегда задавался вопросом: зачем? Они это называют современным искусством. А вкус и зрительскую культуру мы на чём будем воспитывать?
— Какой у вас любимый спектакль в нашем театре кукол?
— «Саамская сказка». Этому музыкальному спектаклю уже 40 лет, я его знаю наизусть! Именно его мы в сентябре возили в Приморский район Запорожья, над которым шефст-вует Мурманская область. Этот спектакль стал уже классикой нашего репертуара.
«Будешь работать — и всё получится, меня так воспитали в Советском Союзе».
— В чём секрет успеха театра кукол?
— Однозначно в труде. Будешь работать — и всё получится, меня так воспитали в Советском Союзе. И ещё нужно быть инициативным, нельзя вариться в собственном соку, надо ездить на гастроли, что-то придумывать, проводить фестивали, приглашать к себе ведущих специалистов в области театра кукол, чтобы понимать, на каком уровне мы находимся в современном театральном пространстве. Без этого не будет развития и успеха! Важно не успокаиваться и не останавливаться на достигнутом!