Примерное время чтения: 10 минут
109

Снимите это немедленно! Зачем на Кольский полуостров приезжают киношники?

АиФ на Мурмане №45 09/11/2022
Вход на все просмотры по-прежнему бесплатный,  главное — успеть занять место!
Вход на все просмотры по-прежнему бесплатный, главное — успеть занять место! продюсерский центр «Северный Характер»

С 14 по 20 ноября в Мурманске в 14-й раз пройдёт кинофестиваль «Северный характер». Правда, на этот раз мы не увидим фильмов, снятых в Норвегии и Финляндии. Однако будет много отечественных кинолент, а также картин из стран СНГ.

«Мне кажется, сейчас приехать в Мурманск — это гражданский поступок со стороны режиссёра из скандинавской страны, ему крайне сложно на это решиться. Даже личных контактов почти не осталось, коллеги  просто не отвечают на письма с приглашением на кинофестиваль. Если честно, даже неловко беспокоить своих друзей и коллег по ту сторону границы, чтобы не поставить их в неудобное положение», — призналась в интервью «АиФ» руководитель Центра развития кинопроизводства Мурманской области, директор АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.

Маленькие северные Канны

Александра Михова, «АиФ–Мурманск»: — Фестиваль «Северный характер» на этот раз проходит в очень непростых геополитических, финансовых и эмоциональных условиях. Светлана, не кажется ли вам, что это пир во время чумы?

Светлана Солдатова: — Нет, не кажется. Финансирование у нас идёт из трёх основных источников: из Фонда культурных инициатив, Минкультуры РФ и правительства Мурманской области. Это даёт нам серьёзную устойчивость.

Мы, конечно, переживали по поводу программы: наш фестиваль всегда отличался тем, что были представлены российские, шведские, норвежские и финские фильмы. В этом году ни норвежских, ни финских картин у нас нет. Есть шведский документальный фильм, кроме того, из Швеции к нам приедет член жюри Гунилла Брески, которая не раз к нам уже приезжала. Однако она решила самостоятельно оплатить билеты и проживание, так как наш фестиваль финансируется за счёт государственных средств. В общем со Швецией не так всё плохо.

Досье
Светлана Солдатова. Родилась в 1968 году в Мурманске. В 1989 году окончила Мурманский государственный педагогический институт. После его окончания работала учителем русского языка и литературы в школе Мурманска. В 1994 году начала работу в Государственной телерадиокомпании «Мурман» в должности корреспондента. В 2003 году была приглашена на работу в телекомпанию ТВ-21. В 2020 году возглавила Центр развития кинопроизводства Мурманской области. В 2021 году избрана председателем Мурманского отделения Союза журналистов России и руководителем Мурманского представительства Союза кинематографистов России.

Помнится, когда вы готовились к первому кинофестивалю, тоже было много сомнений, при­едут ли иностранные участники…

— У иностранцев немного другой способ мышления, по отношению к русским коллегам они исповедовали  патернализм: они знали, как надо делать, а мы должны были думать, как под них подстроиться. Однако мы многому у них за эти годы научились: чёткости, таймингу, высокому качеству звука и видео — за этим всем мы жёстко следим. Это позволило быстро поднять фестиваль на достаточно высокий уровень. Первоначально у иностранцев было много сомнений, они считали, что невозможно за год организовать хороший кинофестиваль.

«Я очень надеюсь, что по ту сторону границы понимают: без российского кино нет мирового кинематографа».

Мне кажется, что мои друзья и коллеги в Скандинавских странах, с которыми мы сегодня почти не общаемся, очень бы хотели сюда приехать. У нас уже сложилась привычка встречаться в Мурманске, чтобы обсуждать  новинки, тенденции. Мурманск стал маленькими северными Каннами. Надо сказать, что у нас и теперь много иностранных участников из Казахстана, Киргизии, Армении, Индии, есть короткометражки из Испании. Гораздо больше стало российских лент, потому что Мурманск — не просто край земли, а теперь модное место.

Кончено, если бы международное сотрудничество осталось на прежнем уровне, то сегодня наш кинофестиваль был бы чем-то грандиозным! Уже в прошлом году в норвежском Тромсё в дни «Северного характера» прошёл свой кинофестиваль «Северный характер», а в шведском Лулео — был день показа фестивальных фильмов.

Я очень надеюсь, что по ту сторону границы понимают: без российского кино нет мирового кинематографа. Как можно вычеркнуть режиссёра  Эйзенштейна, писателя Достоевского, драматурга  Чехова из мировой культуры? Мы же не возненавидели украинских или американских писателей.

«Не все принимают «культуру отмены» на Западе, но вслух об этом не говорят, потому что идти против общественной позиции опасно, в том числе и для карьеры».

Как вы себе объясняете, почему так происходит?

— Не все принимают «культуру отмены» на Западе, но вслух об этом не говорят, потому что идти против общественной позиции опасно, в том числе и для карьеры. Я недавно приглашала норвежского журналиста на конференцию, посвящённую взаимоотношениям между нашими странами. Он сначала согласился, а потом посоветовался со своим начальством и отказался.

Всем смотреть!

На какие фильмы из программы фестиваля обязательно нужно обратить внимание? Вход для зрителей остаётся бесплатным?

— Вход на все просмотры по-прежнему бесплатный,  главное — успеть занять место! Я считаю, что северянам обязательно надо посмотреть фильмы, которые снимали у нас.

В этом году впервые появилась номинация «Сериал», представлено пять фильмов, несколько из них сняты в Мурманской области — «Везёт» и «Полярный». Будут и премьеры, например фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек», который только через полгода выйдет в прокат, а зрители в Мурманске его увидят уже сейчас. Первыми северяне увидят и фильм «На выдохе», который будет показан в кино только с 1 декабря. Он, кстати, тоже снимался у нас.

«Каждый режиссёр, с которым мне приходилось общаться, — это личность: невозможно снимать кино, если ты ничего не имеешь за душой».

Кинофестиваль пройдёт уже в 14-й раз. Как он изменился за эти годы?

— «Северный характер» был задуман тележурналистами, поэтому он мигрировал от ТВ-программ, документальных фильмов к игровым. Поначалу это было  элитарное мероприятие  для телевизионщиков. Потом мы заметили, что на показы стала  приходить публика. И мы решили делать зрительский фестиваль: много стало игровых лент, появилась блестящая программа короткометражек. Отмечу, что на предстоящем фестивале в номинации «Короткий метр» будет представлена лента  Данилы  Козловского и Паулины Андреевой.

На кинофестиваль всегда приезжают именитые режиссёры. Знакомством с кем из них вы гордитесь?

— У меня три любимых режиссёра: Александр Сокуров, Павел Чухрай, блестящий Андрей Звягинцев. Каждый режиссёр, с которым мне приходилось общать­ся, — это личность: невозможно снимать кино, если ты ничего не имеешь за душой. Они все потрясающие — и Егор Кончаловский, и Владимир Щегольков,  и Кнут Эрик Йенсен, и Хильде Корсет.

Кино после «Левиафана»

Сегодня в Мурманской области снимают много фильмов, не последнюю роль в этом сыграли киноребейты. Что это такое? И каковы условия выдачи бюджетных денег?

— Киноребейты — это государственный механизм, который поощряет представителей киноиндустрии снимать фильмы в регионе. Киностудии, которые официально здесь работают, оставляют деньги, могут покрыть до 30 % своих расходов, понесён­ных в регионе,  с помощью ре­бейтов. Там масса критериев и балльная система, кстати, очки начисляют и за упоминаемость Мурманской области или наших достопримечательностей. Ребейты работают во всём мире: например, итальянская Апулия в своё время сделала на этом и имя, и кассу. В России Калининград на три года раньше нас начал выдавать киноребейты, у них общий фонд — более 60  млн рублей, у нас в этом году заложено 15 млн рублей.

«Если фильм запал в душу, зрители обязательно посмотрят, где проходили съёмки, а это масштабный промоушен региона».

Если фильм запал в душу, зрители обязательно  посмотрят, где проходили съёмки, а это масштабный промоушен региона. Представьте, фильм показан в 100 кинотеатрах России, его посмотрели миллион человек. Получается, регион вложил условно 1 млн рублей, а получил рекламу по всей стране. Это очень выгодно, и все это понимают.

В 2022 году в Мурманской области снимается в общей сложности 13 фильмов.

«Левиафан» стал стартовой точкой в популяризации Мурманской области, кстати задолго до ребейтов. Как вы думаете, почему? Ведь у нас и до Звягинцева снимали фильмы: «Кукушка», «Первый после Бога», «72 метра» и т. д.

— Да, много фильмов снимали на Кольском полуострове и до Звягинцева, но не было картин, получивших «Золотого льва» и попавших в Канны. У «Левиафана» был потрясающий продюсер, который устроил ему международный промоушен. Я знакома со Звягинцевым, он не просто  художник — он философ. Андрей Петрович — признанный мастер, гениальный человек, тонко чувствующий, он практически без кожи.  Ощущение несправедливости у него гипертрофированное, как у любого художника. Левиафан – это  история не про Мурманскую область, не про Россию, а про маленького человека, попавшего в жернова власти, фарисейства. Это мировой сюжет. Но так точно и больно была показана эта история, что каждый зритель применил её к себе. Это как раз тот случай, когда публика  захотела  узнать, где фильм  был снят. И необычное название посёлка заиграло!  Впрочем, Териберку не так давно открыли для посещения обычными гражданами. Так сложилось, что именно с этим фильмом мы стали узнаваемы.

— Жителям Териберки эта слава сыграла на руку?

— Не знаю, но мне кажется, когда в село приезжают туристы и дают возможность местным заработать — это плюс. Териберка — жемчужина, её надо показывать всем. Кстати, съемочная группа «Левиафана» уезжая, убрала все декорации. Так всегда делают ответственные киношники.

Вообще кинематографисты иногда даже оставляют социальные объекты в подарок. Например, в этом году Кировске съёмочная группа «Ненормального» (кинокомпания «Кинослово») договорилась с местной администрацией, что они построят по всем санитарным правилам трибуны на детской спортивной площадке и оставят их.

«В серьёзный фильм нужно провалиться и прожить эти два часа совсем другой жизнью».

Есть мнение, что сегодня люди выбирают комедии, а не сложные фильмы, например Сокурова. Вы с этим согласны?

— Мне кажется, комедии выбирают, чтобы переключиться, иногда хочется просто посмеяться.  Однако зачастую  в них нет зрительской сатисфакции. Тебя ничто не переворачивает, просто стираешь из памяти что-то очень занудное чем-то менее скучным.  А авторское игровое или  документальное кино требует особой подготовки. В серьёзный фильм нужно провалиться и прожить эти два часа совсем другой жизнью. Может, запла­кать или по-умному засмеяться.

Какие у вас планы на съёмки фильмов?

— У меня всё время планы. Я очень хочу, чтобы мы сняли полнометражный игровой фильм. Много задумок. Однако совершенно точно это будет местная история в жанре социальной драмы с юмором или даже с сарказмом. Мне бы хотелось показать северян такими, какие они есть: не очень горячие люди, но всё равно очень цельные. Возможно, история будет связана с морем. Подумаем ещё.

«Тяжело на Севере жить. Физически. Угнетает тьма, отсутствие кислорода. Иногда живёшь здесь на волевом усилии, а на юге летаешь!»

Вы родились в Мурманске, а не планируете уезжать с Севера?

— Иногда очень хочется.

Почему?

— Тяжело на Севере жить. Физически. Угнетает тьма, отсутствие кислорода. Иногда живёшь здесь на волевом усилии, а на юге летаешь! А потом я думаю: а что я там буду делать? Да и чёрт с ним, помру здесь, пускай брусничка из меня растёт.

Основная черта человека на Севере — взаимопомощь, без это нам никак не прожить. И здесь люди не жалеют об утраченном: потерялось, пропало — да и ладно, живы будем — не помрём! Это как дань природе, на Севере очень много язычества осталось, задобрить надо духов. Может, поэтому у нас нет бесстыдного  свинства. Надо так прожить, чтобы не оставить гадких следов на земле.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах