Чуть более семи лет северяне наслаждаются органными вечерами в Мурманской областной филармонии. Поначалу спрос на концерты был колоссальный, сегодня чуть меньше, поэтому сотрудники решили проводить экскурсию к королю музыкальных инструментов (12+).
Как устроен самый большой за полярным кругом орган и какова история этого музыкального инструмента — в материале murmansk.aif.ru.
Кулаками по клавишам
Хранитель органа Тимофей Перминов встречает гостей на главной сцене — непосредственно у величественного органа. Экскурсия начинается с краткой истории этого клавишно-духового инструмента, затем всех ожидает самое увлекательное — вы заглянете туда, где никогда не бывают слушатели концертов, и увидите устройство органа изнутри: трубы, меха, моторы. Почувствуете физику и механику этого инструмента.
Меха ещё называют лёгкими органа, ведь он действительно дышит. Когда-то воздух в них закачивали вручную специальные служки, теперь — электрические насосы.
Сами понимаете, кулаками сыграть что-то быстрое невозможно, поэтому исполняли в основном помпезные торжественные мелодии.
«До XIV века орган был достаточно громоздким инструментом с клавишами по 5–7 см, по ним били кулаками и таким образом играли. Маленьких клавиш под пальцы не было вообще, — рассказал хранитель органа, руководитель хора Мурманской областной филармонии Тимофей Перминов. — Сами понимаете, кулаками сыграть что-то быстрое невозможно, поэтому исполняли в основном помпезные торжественные мелодии. А где-то рядом за кулисой стояло несколько дюжих мужиков, которые ногами качали педали для надувания мехов. Электроэнергии в те времена, естественно, не было, поэтому система была такая».
После XV века органный пульт слегка уменьшили в размерах и додумались сделать клавиши под пальцы.
«В этот момент произошёл мощный перелом, потому что органисты, получив такую клавиатуру, смогли совершенно иначе технически исполнять произведения. А композиторы, осознав это, стали писать куда более разнообразную музыку. Расцвет органа пришёлся на эпоху барокко, — рассказал Тимофей Перминов. — Затем в органе увеличивается мощность и количество регистров. Одна из особенностей этого инструмента — его многотембровость».
В XIX веке француз Аристид Кавайе-Коль решил сделать орган соперником симфонического оркестра по мощности и разнотембровости звучания. Так появляется романтический, или симфонический, орган, который отличается большим количеством регистров.
«После этого орган уже не претерпевал каких-то особенных изменений, кроме появления электрической трактуры (это сложнейший механизм, соединяющий клавиши и педали органа с трубами. — Прим. ред.). Раньше использовалась пневматическая трактура — воздушные трубочки – либо механическая трактура — тросики. Это была очень сложная система. И пульт был прикован к одному месту на сцене, — пояснил Перминов. — Сейчас используется электрическая трактура, которая появилась в ХХ веке, сигнал передаётся по электрическому проводу».
Сегодня самый большой орган находится в Атлантик-Сити, там около 450 регистров, семь мануалов (клавиатура для игры руками. — Прим. ред.) и 33 тыс. труб. А теперь сравните: у мурманского органа 43 регистра, три мануала и всего 2 300 труб.
«В Атлантик-Сити нередко возникают комичные ситуации, когда бригада настройщиков настраивает середину регистров, первые уже расстраиваются, а конец ещё не настроен, — рассказал Тимофей Перминов. — Владельцы вынуждены позволять туристам поиграть на инструменте, чтобы хоть как-то его содержать».
Нюансы акустики
Сегодня в России насчитывается 146 органов, большинство из них находятся в Санкт-Петербурге, Москве и Калининграде. В Мурманске орган появился в 2016 году после реконструкции филармонии, которая продолжалась два года и обошлась в 450 млн рублей. Изюминкой концертного зала стал орган, привезённый в заполярную столицу из Германии. По тем временам он стоил около 80 млн рублей, трудно даже представить, какую цену за него пришлось бы заплатить сегодня.
«Появление органа очень значимо для культурной жизни в Мурманской области. Он существенно обогатил концертную и творческую палитру. Орган — интересный и очень богатый инструмент, прикоснуться к его звучанию — большая удача. В первые годы на органных концертах был ажиотаж, сплошные аншлаги, потом интерес начал спадать, но сейчас зал вновь наполняется», — рассказал Тимофей Перминов.
Каждый орган уникален, его изготавливают под конкретный концертный зал. Специалисты фирмы-производителя замеряли стены Мурманской филармонии до сантиметра, чтобы определиться с размерами, кубатурой и акустикой.
«Наш орган не настраивали и не интонировали до тех пор, пока не установили кресла, потому что с ними акустика зала меняется, а это очень важно для звучания инструмента, — уточнил Перминов. — За экраном находится стена в форме рёбер, чтобы звук из правого и левого порталов миксовался и выходил в зал однородным».
Мы много лет боремся, чтобы в зале была постоянная температура — 19 градусов.
Отдельно учитывают влажность и температуру воздуха в концертном зале, ведь дерево и металл очень чутко на них реагируют.
«Мы много лет боремся, чтобы в зале была постоянная температура — 19 градусов. Как только воздух прогревается на один градус, он поднимает строй на 0,75 герца. Система вентиляции не совсем совершенна и даёт погрешность примерно в пять градусов. Неплохо было бы поставить увлажнитель в зал или интегрировать систему увлажнения в вентиляцию, ведь влажность в отопительный сезон — около 16 %, а необходимо 45–50 %, — пояснил хранитель органа».
В завершение экскурсии вы насладитесь неповторимым голосом нашего мурманского уникального инструмента.