13 июля в Мурманске у морского вокзала прошёл концерт мурманского музыканта Михаеля Смэдсена.
Перед выступлением он пообщался с корреспондентом murmansk.aif.ru.
Разбавить вакуум
Алёна Гаврилова, murmansk.aif.ru: Михаель, как вам пришла в голову идея организовать концерты прямо под открытым небом?
Михаель Смэдсен: Признаюсь честно, спонтанно. В воспоминаниях даже не могу чётко выделить, чтобы я осознанно подумал, как было бы здорово организовать нечто подобное. Я это делаю, чтобы разбавить событийный вакуум нашего города. Зачастую от мурманчан можно услышать: у нас ничего не происходит, то ли дело Москва или Питер — вот там архитектура возможностей и множество мероприятий, а в Мурманске ничего подобного нет.
Наверное, я это придумал, чтобы прервать рутинный цикл: работа — дом — работа. Для меня это некий челлендж. Я играю произведения собственного сочинения, российские хиты, мировые рок-хиты, джаз. Такие выступления — это серьёзная работа над техникой. Знаете, у меня гармонический слух: если услышу песню по радио, сходу могу подобрать мотив, без нот. Очень сильная база по сольфеджио заложена ещё со времён музыкальной школы.
— Знаю, что вы выступали с концертом на побережье Белого моря в Кандалакше, а минувшей осенью играли под открытым небом в Мурманске. Где, на ваш взгляд, самая благодатная публика?
— Сложно сказать, ведь до последнего момента в Мурманске у меня не было столь крупных концертов. Уличное пианино Jacob Becker появилось сравнительно недавно — в сентябре прошлого года. Тем летом я обнаружил его на популярном сайте бесплатных объявлений. Много времени ушло на его восстановление, заказ новых струн и их установку (они ведь ещё должны растянуться). К слову, струны удалось найти в Зеленограде Московской области. Потом я ждал, когда мастер выйдет из отпуска. На всё ушло около двух месяцев и вот 11 сентября 2022 года выкатил инструмент на улицу! К счастью, тогда повезло с погодой. Я заранее никому ничего не сообщал, только получил разрешение у властей.
Концерт для тюленей
— На своей странице в социальной сети вы разместили снимки, как играете на электрогитаре посреди открытого моря в окружении тюленей. Как вам морские слушатели?
Было интересно посмотреть, привлечёт ли млекопитающих звучание электрогитары, как они будут реагировать на звуки музыки.
— Периодически я выхожу в море со своим товарищем блогером Антоном Чайко. Не преувеличу, если скажу, что он прошёл на своей лодке всё Баренцево море! Как-то раз у нас появилась идея поиграть для китов. Было интересно посмотреть, привлечёт ли млекопитающих звучание электрогитары, как они будут реагировать на звуки музыки. Китов не увидели, тогда я решил выступить для тюленей, обосновавшихся на острове неподалёку от нас. Как только зазвучала мелодия, они разом спрыгнули в воду и, на почтительном расстоянии окружив лодку, наблюдали за нами. Я играл им буги-вуги. В тот момент мне показалось, что они смотрели на меня с недоумением и не понимали, что вообще происходит?! Было видно: для них играют впервые (С улыбкой).
— Как вы считаете, Мурманску нужен стационарный инструмент на улице?
Совершенно очевидно, если оставлять инструмент под открытым небом надолго и без присмотра, это будет для него фатально.
— Я считаю, стационарный уличный инструмент столкнётся с огромными нагрузками. Во-первых, из-за климатических условий. Резкие перепады температур, близость моря и связанная с этим влажность — всё это несомненно скажется на его состоянии! Кроме того, нельзя исключать факт вандализма. Совершенно очевидно, если оставлять инструмент под открытым небом надолго и без присмотра, это будет для него фатально.
Наш город к такому пока не готов. Я проводил мониторинг, как обстоят дела с уличными пианино в разных регионах страны. Много где находились недовольные люди, которые, например, могли ввинтить шурупы в крышку пианино, чтобы оно не открывалось, или просто запенить её монтажной пеной. Где-то пианино роняли, расписывали, разбивали. Почему? Кому-то инструмент создавал лишний шум, но у большинства не было никакого мотива. Понимаете, людям, которые привыкли расписывать стены, не нужна причина, часто они элементарно не способны объяснить свой поступок.
Так уж повелось, что у многих наших соотечественников нет банальной культуры обращения с инструментом. Подойдут мамы с детьми, те будут бить по клавишам, как по наковальне, а родительницы скажут: «Ну это же дети, они играют». А это непременно сказывается на механике инструмента, из-за чего он очень быстро приходит в негодность.
Вторая жизнь Calisia
— Вы рассказывали, как спасли пианино производства 1911 года. А ещё более старые экспонаты в вашей коллекции имеются?
— Пианино Jacob Becker, о котором вы говорите, у меня самое старое. Кроме того, в коллекции есть инструмент польского пианинопрома Calisia — тоже очень достойный. Думаю, что позже и его буду выкатывать, но уже в других локациях.
Как я успел рассказать, Jacob Becker я получил даром — по объявлению. Сталинка, пятый этаж — любимая классика… Вес инструмента — 300 кг, как вы понимаете, перемещать в пространстве такую находку нелегко. Приходится нанимать грузчиков и заказывать большой автомобиль с гидробортом и стропами. Гидроборт — это такая пластина, позволяющая поднять пианино.
Несколько раз я приходил к его прежним хозяевам, присматривался. На корпусе пианино были трещины, а у меня не было уверенности, что это не скажется на работе инструмента. В итоге я всё-таки забрал его, мы поменяли струны, сделали наладку механики, поставили новые колёсные опоры, чтобы можно было его перекатывать. Признаюсь честно, мороки было много — вы же понимаете, инструмент произведён ещё в царской России, технологии в то время отличались от современных. К слову, одноимённый завод был построен немцем, который получил разрешение на изготовление музыкальных инструментов — пианино и роялей в Российской империи. Впоследствии его фабрика была переименована в известный на постсоветском пространстве «Красный октябрь».
Пианино Calisia я впервые увидел у своей знакомой. С момента окончания музыкальной школы оно простояло в её квартире добрых лет 15. По звуку инструмент очень интересный. Естественно, были сложности с настройкой. Когда на пианино не играют, это очень пагубно отражается на его механике, способности колков держать струны и так далее. Восстановили. С тех пор у меня в арсенале есть два «уличных» инструмента и два своих. Храню коллекцию в одном из мурманских ДК.
— Создаётся ощущение, что раньше прощаться с такими в каком-то смысле сакральными вещами, как музыкальные инструменты, было непринято. Это культура потребления влияет на общество, как вы думаете?
В советское время люди стояли в огромных очередях, чтобы заполучить заветное пианино.
— Я думаю, дело совершенно в другом. В советское время люди стояли в огромных очередях, чтобы заполучить заветное пианино. Тогда достать инструмент считалось огромным везением. Пианино можно было приобрести по большому блату, это был самый настоящий предмет роскоши.
К сожалению, в наши дни уровень культуры идёт на спад. Кроме того, на смену классическим инструментам пришли цифровые аналоги, они более компактные и весят всего 10–12 килограммов. Тем не менее, хороший инструмент, который может заменить пианино, стоит дорого — от 150 тыс. рублей и выше. К тому же электропианино, которое способно полностью заменить классическое, ещё отыскать надо! У меня есть и электронный, и классический инструмент — разница между ними очевидная. Её нужно понимать, чувствовать. Вместе с тем я искренне убеждён: настоящее пианино ничего не заменит!
— По моим наблюдениям люди, окончившие музыкальную школу, условно делятся на два типа: одни твёрдо намерены отдать своего ребёнка в музыкалку, другие, напротив, вспоминая свои мучения за фортепиано, не допускают даже мысли, чтобы их чадо освоило ту же программу. А вы к какой категории можете себя отнести?
— На мой взгляд, нужно провести небольшую упреждающую подготовку и понять: как ребёнок реагирует на музыку. Если вы видите, что он пытается играть, проявляет интерес к инструменту, можно попробовать начать обучение.
В моём детстве был переломный момент, когда я встал перед выбором: прекращать обучение или идти дальше. Это было в четвёртом классе. На дворе лето: друзья играют в футбол, а я должен сидеть и заниматься, ведь на каникулы задали большую программу, и это помимо школьного списка литературы, который нужно освоить всего за три летних месяца. И вот сидишь ты весь такой расстроенный и думаешь: зачем мне это и чувствуешь себя самым несчастным в мире человеком. Моё обучение в то время проходило очень напряжённо. Тогда родители откровенно сказали: если не желаешь учиться — не учись, бросай, иди гуляй, ты ведь так этого хотел. Ответил им: нет. Не знаю, кто вложил эти слова в мои уста, как будто это вовсе не я говорил.
Есть тенденция, люди, которые оканчивают музыкальную школу, впоследствии забывают о музыке, пианино становится для них не более чем предметом интерьера, а через десяток лет навсегда исчезает из квартиры. После выпуска я продолжил заниматься музыкой самостоятельно, искать преподавателей. Сам осваивал джазовые учебники. Сейчас начинаю писать собственные произведения. В прошлом году выпустил сольный инструментальный альбом под названием «Снегопад в Токио», куда вошли 10 произведений. По большей части это была импровизация: просто садился и фиксировал, что мне приходило в голову. Сейчас работаю над сольным альбомом. Это будут полноформатные песни под фортепиано с минимальной перкуссией, то есть ритмической организацией.