Примерное время чтения: 5 минут
62

«Двойник» нашего времени. Спектакль про русскую хтонь и новую эстетику

Спектакль показал особую визуальную эстетику.
Спектакль показал особую визуальную эстетику. / Александра Михова / АиФ

1 и 2 мая в Мурманском областном драматическом театре вновь можно увидеть спектакль по произведению Ф. М. Достоевского «Двойник» (18+), премьера которого состоялась в середине марта.

Спектакль вызвал небывалый ажиотаж: одни пришли в восторг от нового прочтения, другие были непреклонны: руки прочь от классики! Готов ли заполярный зритель к экспериментам — в материале «АиФ–Мурманск».

Психика через мясорубку

Такого на заполярной сцене ещё не было: «Двойник» показал особую визуальную эстетику и приёмы физического театра — новый свет, грим, музыку и пластику. «Готовьтесь ко всему!» — предупреждают актёры перед спектаклем.

«Это не тот формат, на который привык ходить мурманский зритель. Это что-то новое, что заставит их разговаривать после спектакля, чтобы понять увиденное, — признаёт артист драмтеатра, исполнивший роль Двойника, Евгений Застражников. — Я запомнил эту роль навсегда, уверен, этот спектакль разойдётся на истории, которые мы ещё долго будем вспоминать».

Удивительно, но молодой режиссёр из Москвы Кристина Звыкова не отходит от текста Достоевского, помещая его в современные обстоятельства жизни героев.

Уникальность нашей истории в том, что есть современный визуальный ряд и оригинальный текст, который звучит очень внятно и убедительно.

Мы сделали инсценировку оригинала Ф. М. Достоевского, но сохранили текст. В спектакле нет ни одного предложения, которое бы мы отредактировали. Уникальность нашей истории в том, что есть современный визуальный ряд и оригинальный текст, который звучит очень внятно и убедительно. Но у нас нет ничего провокационного и за гранью, — пояснила режиссёр-постановщик Кристина Звыкова. — Над спектаклем, помимо меня, работали хореограф, композитор, драматург и, конечно, мурманские актёры. Я считаю, такого Голядкина ещё надо поискать! Для меня глубина спектакля именно в актёрах, они сами сделали свои роли, и в этом парадокс».

Петербургский чиновник Яков Петрович Голядкин бредёт на работу, в магазин, домой, но в его душе бушуют жажда любви, боль унижения и несбывшиеся мечты. В то время как из-за спины героя уже готово появиться на свет его второе «я».

Фото: АиФ/ Александр Романцов

«В реальной жизни я вполне мог оказаться на месте Якова Петровича Голядкина, но сделал всё, чтобы этого не допустить, — признался исполнитель главной роль, артист Мурманского областного драматического театра Николай Глухов. — Это была весьма личная для меня работа: как через мясорубку я пропустил свою психику. Человеческое одиночество, обречённость, безысходность, тяжело было играть и оставаться самим собой. Я надеюсь, что не сойду с ума».

В спектакле есть несколько ролей, в которых актёры работают только телом, без текста, при этом они остаются многогранными и выпуклыми. Московский хореограф Константин Радьков проводил с актёрами тренинги физического театра, основанного на ощущениях тела в пространстве. Некоторые роли пришлось «писать» буквально с нуля.

«О моей героине очень мало написано в оригинале, она несильно раскрыта, её пришлось искать уже в процессе репетиций, — поделилась Марина Застражникова, исполнившая роль Клары Олсуфьевны. — Я поклонник русской хтони, поэтому люблю Достоевского».

На спектакль «Двойник» в первую очередь ждут молодых людей в возрасте с 18 до 35 лет.

«Это то поколение, которое осознанно пошло в психотерапию и начало изучать моменты своего душевного и морального состояния, — пояснила Кристина Звыкова. — Если придут люди, которые мучаются от подросткового максимализма, считают себя непонятыми и что все вокруг враги, то им надо идти к нам!с

«Имеем смелость!»

Сегодня в России многие драматические театры возвращают в репертуар классические постановки.

«Достоевского мы ставили и несколько лет назад, и сейчас — актуальности он не теряет, — считает Кристина Звыкова. — Мне кажется, смысл постановки в том, чтобы, выйдя из театра, зритель захотел почитать оригинал произведения».

Правда, порой классические постановки режиссёры меняют до неузнаваемости.

«Знаете, я иной раз хожу на классические спектакли, где, казалось бы, всё должно быть внятно и понятно, а непонятно ничего! История про то, что есть классический театр, а есть псевдосовременный, уже давно не работает», — уверена Кристина Звыкова.

Фото: АиФ/ Александр Романцов

Конечно, спектакль с элементами физического театра для мурманской сцены определённый эксперимент.

«Мы имеем смелость для того, чтобы сделать в нашем театре, который работает в довольно классическом варианте, данный спектакль, — считает директор Мурманского областного драматического театра Светлана Асташенкова. — Это новый опыт, общение с молодыми экспертами, которые по-другому видят мир. У нас есть опаска, но надеюсь, что спектакль найдёт своего зрителя. Однако будут и те, у кого возникнет отрицательное восприятие. Не попробуешь — не поймёшь!»

Спустя месяц после премьеры стало понятно: мурманский зритель ждёт «Двойника», кто-то собирается идти на постановку во второй раз.

«Отзывы были очень разные, но мы к этому были готовы, — призналась «АиФ–Мурманск» Светлана Асташенкова. — Конечно, человек в возрасте посмотрит на этот спектакль совсем иначе, чем в 30 лет. Многие говорили: это не моё, но это имеет место быть!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах