В Мурманск после реставрации вернулись три работы ленинградского художника Андрея Яковлева, написанные в 60-е годы на Шпицбергене, — «Первые цветочки», «Здравствуй, солнце» и «Порт Баренцбург».
Как с картин смахивают налёт времени и в какую цену обошлась реставрация, а также сколько ещё полотен из фонда художественного музея в ней нуждается — об этом и не только в материале «АиФ-Мурманск».
Заплатка из газеты
Советский и российский живописец и график, народный художник РФ, член Санкт-Петербургского союза художников Андрей Яковлев хоть никогда и не жил в Мурманске, но относился к нему по-особенному. Именно у нас в краеведческом музее прошла его первая выставка по возвращении со Шпицбергена.
«Художник сам готовил холсты, использовал грунт из подручных материалов, даже кисти приходилось оттирать не растворителем, а скипидаром».
«После обучения в университете им. Репина он поехал на остров Шпицберген, где написал живописные и графические работы, — рассказала хранитель коллекции живописи Мурманского областного художественного музея Оксана Третьякова. — Там он в полевых условиях сам готовил холсты, использовал грунт из подручных материалов, даже кисти приходилось оттирать не растворителем, а скипидаром. Во многом именно поэтому сегодня этим картинам потребовалась реставрация».
Арктическая коллекция, а это около 20 полотен, поступила в художественный музей Мурманска из собрания семьи Яковлева в начале двухтысячных годов. По сути, вся она требует реставрации, последний раз его картины восстанавливали в 2016 году.
«У нас хранится достаточно обширная коллекция работ Яковлева, в которую вошли не только картины, написанные на Шпицбергене, но и его более поздние работы. Например, одна из последних — «Медовый спас» — свежая, воздушная и цветочная», — рассказала главный хранитель художественного музея Мария Кулинич.
На картинах были видны царапины, разрывы, заломы, кое-где холст начал разрушаться, и художник ставил заплату. Так, Яковлев на Шпицбергене заклеил разрыв листа кусочком «Литературной газеты». Реставраторы и его сберегли, теперь он станет ещё одним экспонатом нашего музея. Кроме того, на старом подрамнике удалось сохранить авторские подписи.
«Порой для того, чтобы восстановить холст, реставраторам приходится удлинять волокна, по сути штопать картину».
«Разрыв был заклеен японской бумагой и жидкой бумагой, — пояснила Мария Кулинич. — Процесс разглаживания холста многоступенчатый: фильтровальную бумагу, в том числе и влажную, прикладывали к полотну и прессом придавливали на несколько часов. Порой для того, чтобы восстановить холст, реставраторам приходится удлинять волокна, по сути штопать картину».
«Боялись дотронуться»
Сегодня есть определённые сложности с перевозкой музейных экспонатов. Если раньше можно было выкупить купе в поезде и на сиденье поставить климатический ящик с картинами, то теперь все предметы перевозят исключительно самолётом или автомобилем в сопровождении охраны наподобие инкассации. Именно поэтому картины на реставрацию стараются отправлять с какой-то выставкой. Все работы, конечно, страхуются перед перевозкой.
«Если раньше можно было выкупить купе в поезде и на сиденье поставить климатический ящик с картинами, то теперь все предметы перевозят исключительно самолётом».
Реставрация двух живописных полотен и одной графики Яковлева обошлась примерно в 600 тыс. рублей.
«В государственном задании художественного музея заложены средства на ежегодную реставрацию. Стоимость работ зависит от многих факторов, поэтому сначала мы отправляем фотографии картины в мастерские, которые готовят предварительную оценку. Исходя из стоимости мы можем отправить одну, две или восемь работ на реставрацию, — пояснила Мария Кулинич. — У нас есть произведения XIX века, которые мы хотели бы отреставрировать, но, во-первых, сам процесс займёт несколько лет, а во-вторых, будет стоить свыше 1 млн рублей. Пока таких средств у нас, конечно, нет. На последнем реставрационном совете принято решение о необходимости восстановления 15 работ».
В постоянной экспозиции музея есть произведения, которые было бы хорошо укрепить: где-то начинаются отслоения, но всё это может немного подождать, уверены хранители.
«Появляются работы, которые находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реставрации. В первую очередь это произведения мурманских художников старшего поколения, например графика Михаила Кирина. Некоторые работы мы даже боимся трогать руками, потому что бумага уже рассыпается по краям», — добавила Мария Кулинич.
Самые известные реставрационные мастерские находятся при Академии художеств. Работы Андрея Яковлева восстанавливали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря в Москве. Интересно, что сейчас сотрудники этого учреждения занимаются возвращением к жизни картин из сгоревшего музея в Сухуме. В это трудно поверить, но даже полотна с выжжеными дырами можно восстановить.
«В это трудно поверить, но даже полотна с выжжеными дырами можно восстановить».
Осенью 2024 года в КВЦ Русского музея в Мурманске пройдёт персональная выставка Андрея Яковлева к 90-летнему юбилею художника, среди прочих в экспозицию войдут и три восстановленные картины со Шпицбергена.