Начался очередной учебный год, и перед родителями вновь непростая задача: чем занять ребёнка после школы? Об этом и не только корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал педагог дополнительного образования центра «Лапландия», победитель конкурса профмастерства «Педагогический триумф» в номинации «Сердце отдаю детям» Николай Павлов.
«Восстание машин»
Алёна Гаврилова, «АиФ на Мурмане»: - Николай, вы трудились и на общеобразовательном направлении, и в высшей школе. А что всё-таки вам оказалось ближе?
Николай Павлов: - По образованию я - учитель физики и информатики. Долгое время трудился по технической части - был и системным администратором, и инженером, то есть эта работа мне хорошо знакома.
В 2002 году во время учёбы в Мурманском пединституте мне в руки попала книга Г.Г. Матаева «Компьютерная лаборатория в вузе и школе», где рассказывалось, как можно использовать компьютер для автоматизации любого процесса и как этому можно обучать школьников. После выпуска из университета я вернулся в вуз преподавателем и продолжил изучать эту тему. С 2008 года нам на кафедре информатики и ОТД удалось открыть компьютерную лабораторию студентов, я до сих пор остаюсь их научным руководителем.
В один прекрасный день я пошёл по пути дополнительного образования. Своё направление я назвал «электроника и программирование». Если в двух словах, мои ребята занимаются созданием собственных инженерных проектов: автоматизированные системы, программирование оборудования и так далее.
- Надо признать, сегодня на юных инженеров возлагаются большие надежды. Почему?
- Вокруг очень много электроники: тот же чайник сегодня можно настроить по времени работы и температуре, впрочем, это далеко не предел. Представьте, вы пришли домой, вам захотелось чаю. Одни сходят на кухню, подойдут к чайнику, нажмут кнопку и потом нальют чай. Другие же просто хлопнут в ладоши - и вуаля! Всё произойдёт само собой. В этом суть процесса автоматизации, и самый простой пример, который я привожу ребятам на занятиях. Мы вместе учимся создавать «умную» систему, пошагово, начиная с идеи, проектирования, сборки устройства, его программирования вплоть до выпуска готового образца.
- В фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979 г.) говорили: «Ничего не будет - ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». А какое будущее ждёт поколение наших детей?
- Скорее всего, мы уйдём в виртуальность, сегодня это направление очень стремительно развивается. Информация стала основным источником профессиональной деятельности. Многие даже ничего толком не производят, банально переводят один вид информации в другой и получают прибыль. Если можно будет повысить вычислительные мощности, то, как предрекают писатели-фантасты, все окунутся в виртуальные миры.
Некоторые люди слишком близко к сердцу воспринимают усиление роли технологий в нашей жизни. Именно поэтому они принимают для себя решение намеренно отказаться от благ цивилизации. Но, как по мне, это крайность. Вот вы процитировали советского героя, а я вспомнил мысль, прозвучавшую в фильме «Матрица»: «Чем отличаются «плохие» машины от «хороших»? Да тем, что одни машины мы можем отключить, а другие - нет». Иными словами, мы, люди, должны сами контролировать технические системы и пока можем это делать - всё будет в порядке. Будем надеяться, что искусственный интеллект, который учёные старательно пытаются создать, не изменит человечество окончательно. (С улыбкой.)
Но пока, как ни странно, мы всё же стремимся к обратному. Лень по-прежнему двигатель прогресса, люди всё ещё пытаются придумать технический механизм, который бы по максимуму смог выполнять все наши обязанности. Главное, чтобы способность мыслить - основную прерогативу человека - тоже не перехватили машины.
«Вершки» без «корешков»
- Считается, что с каждым новым поколением дети становятся умнее своих сверстников 20-25 лет назад. Вы с этим согласны?
- Безусловно, с точки зрения освоения технологий дети становятся более подкованными. Большинство новаций для них уже реальность, они развиваются вместе с техническим прогрессом, быстрее включаются в процессы. Им это всё привычнее, нежели нам, взрослым, поэтому жить в стремительно развивающемся мире детям действительно проще.
С другой стороны, сегодня ребята лишены возможности методично и в спокойном темпе искать информацию. Они привыкли к такому принципу: зашёл в Интернет, открыл поисковик, сделал пару кликов - информация найдена. А как же глубокий сравнительный анализ, знакомство с разными источниками? Глубины не хватает. К сожалению, большинство ребят стараются «пройтись по вершкам», в глубину им заглянуть неохота. А почему? Опять приведу пример с чайником. Все умеют им пользоваться, а как он устроен, знают лишь единицы. В случае поломки он, скорее всего, окажется на помойке. Многие и к получению знаний применяют такой подход: не стараются вникнуть в суть, первоисточник проблемы. Меня как педагога это, конечно, огорчает. Со временем я стал понимать, как такую ситуацию исправить. Моя задача, прежде всего, ознакомить ребят с конкретной областью знаний. Если они выберут её для дальнейшего изучения - буду их погружать всё глубже и глубже. Надо признать, до этого уровня доходят единицы.
- Может быть, это система современного образования, основанная на тестах, учит мыслить поверхностно? По сути, для сдачи экзаменов ребёнку достаточно знать базовые вещи: формулы, даты, правила…
- Сложно критиковать систему, у неё есть как недостатки, так и преимущества. Когда слишком быстро меняется время, мы, педагоги, иной раз не всегда успеваем за этим движением. Приходится подстраиваться под новые информационные условия, что получается не всегда - ведь всё равно опираешься на какие-то фундаментальные основы, которые когда-то требовали и с нас. Учиться досконально, усваивать большие объёмы информации - эти и другие «аксиомы» познания мы пытаемся прививать ученикам.
Жестокость от безделья?
- Вы победили в конкурсе профмастерства в номинации «Сердце отдаю детям». А так ли важно сегодня отдавать сердце своим ученикам?
- Вопрос философский. Безусловно, в процессе работы с детьми мы отдаём частичку себя, вкладываем в каждого подопечного своё «я». Можно рассматривать работу педагога с чисто механической позиции и видеть в наставнике лишь источник информации, но все понимают, что этим редко кто ограничивается. Как обычные люди мы переживаем за неудачи и радуемся успехам своих ребят, стараемся индивидуально подойти к каждому ученику. Этот подход мне представляется наиболее правильным и, если хотите, человечным.
- В СМИ регулярно попадают истории о детской жестокости. Как вы считаете, это характерная черта поколения?
- Неконтролируемая агрессия зачастую свойственна многим подросткам - её причины кроются в гормональной перестройке организма. С другой стороны, случаи жестокости свидетельствуют и об избытке свободного времени у нового поколения. Почему подростки попадают в некрасивые, а порой и опасные истории? Да потому, что они не заняты - они не играют в футбол под присмотром тренера, не мастерят что-то в цеху, не занимаются программированием или моделированием, не рисуют картины. Наставник, который находится рядом в часы, свободные от школы, подростку будет необходим всегда!
К сожалению, в сфере дополнительной занятости детей в наше время не хватает специалистов, мало тренеров, спортивных площадок, досуговых центров и так далее. Возьмём, к примеру, Мурманск: центры дополнительного образования в крупнейшем городе области, конечно, есть, но приём туда весьма ограничен. Возможно, стоит расширить образовательную базу, увеличить размеры финансирования, привлечь талантливых и чутких педагогов - и тогда дети, которые сегодня не вовлечены пока в процесс дополнительного образования, найдут интересное дело и смогут почерпнуть не только знания, но и станут добрее, честнее и лучше: ведь мы занимаемся не только обучением, но и воспитанием.
Знаете, у Агнии Барто есть такие строки: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота». Так вот, я считаю, что каждый ребёнок должен быть занят с утра до вечера, без конца находиться в движении, постигать новое. Говорят, что современные дети загружены, - категорически с этим не согласен! А вот лишнее свободное время для детей не всегда хорошо. Гулять и общаться со сверстниками тоже нужно, но главное всё же - не упустить этот золотой период развития, когда перед тобой открыты все дороги. Могу дать совет родителям: по-хорошему загружайте своих чад - и для ваших детей это не пройдёт даром!