Больше пяти лет прошло с того момента, как на территории 82-го судоремонтного завода в микрорайоне Росляково произошло подтопление плавучего дока.
Инцидент стал причиной для многотомных уголовных разбирательств. Одно из них завершилось в минувшие дни.
Версии ЧП
Плавучий док ПД-50 считался одним из самых крупных в мире, он был построен в 1980 году в Швеции по заказу ВМФ СССР. Грандиозное сооружение предназначалось для ремонта стратегических атомных подводных лодок, а также судов водоизмещением свыше 25 тыс. тонн. Его длина составляла 330 м, ширина — 67 м, площадь — 23 тыс. кв. м и грузоподъёмность — 80 тыс. тонн.
В Мурманске за 25 лет было пять случаев затопления плавучих доков — разница лишь в масштабах бедствий. В 2018 году пошёл ко дну один из крупнейших доков в мире — ПД-50, единственный пригодный для ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». При затоплении дока один из кранов упал на палубу авианосца и оставил дыру размером 4 х 5 метров.
Сразу после происшествия стало известно о четверых пострадавших, один человек погиб и ещё один — старший механик смены — был объявлен пропавшим без вести. Все они — сотрудники 82-го судоремонтного завода.
К слову, за считаные дни до происшествия в Мурманске, Североморске и посёлке Сафоново начались перебои со светом. Тогда власти предупредили северян: отключения электричества могут продолжаться. Спустя менее суток при спуске «Адмирала Кузнецова» произошла нештатная ситуация.
Представители центра судоремонта «Звёздочка» сообщили: причиной погружения в воду плавучего дока стало отключение насосов, вызванное скачком напряжения в электросети. Эту версию подтверждали и некоторые эксперты. В качестве аргументов они высказывали мысль о возможных недоработках в обслуживании береговых инженерных сетей, а также об их изношенности. Однако позднее в «Колэнерго» прокомментировали: как показала внутренняя проверка предприятия, отключений в сетях, питающих 82-й судоремонтный завод, не было.
Пошли на смягчение
Следствие смогло доказать: причина произошедшего не связана с работой электросети. Так, согласно официальной версии, плавучий док ПД-50 получил разрыв корпуса и затонул из-за неравномерного гидростатического давления. Это произошло по причине того, что начальник плавдока не обеспечил равномерное затопление балластных отсеков дока забортной водой при погружении его с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» в акваторию Кольского залива Баренцева моря.
Дело в отношении экс-начальника плавдока рассматривалось в закрытом режиме в ноябре 2023 года. В результате его признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлёкшее по неосторожности смерть двух лиц и причинение крупного ущерба). Ему назначили 4,5 года колонии с лишением права заниматься деятельностью, связанной с руководством судоподъёмными сооружениями, в течение двух лет.
На минувшей неделе экс-начальнику плавучего дока ПД-50 уменьшили срок на два месяца.
«Коллегией по уголовным делам Мурманского областного суда приговор был смягчён, — прокомментировали murmansk.aif.ru в пресс-службе Мурманского областного суда. — В соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ судом признано смягчающее обстоятельство».
Как указали в органе правосудия, экс-руководителю предстоит отбывать в колонии-поселении четыре года и четыре месяца. Также на протяжении двух лет ему нельзя будет руководить судоподъёмными сооружениями. В остальной части приговор Ленинского районного суда, оглашённый по делу начальника плавдока ранее, остаётся без изменений, уточнили в пресс-службе.