Вечером 30 ноября в Полярных Зорях Мурманской области в квартире дома обнаружили тело 15-летней школьницы.
Факторы риска
Сразу после того, как стало известно о происшествии, Telegram-канал «Baza» опубликовал выдержку из записки, которую обнаружили у девочки дома. Источник утверждает: в тексте говорится об учительнице истории.
Судя по тексту, у школьницы тоже случались нервные срывы.
«Следователи Следственного отдела по городу Кандалакша регионального Следственного управления устанавливают все обстоятельства смерти несовершеннолетней в городе Полярные Зори», — прокомментировал murmansk.aif.ru старший помощник руководителя СУ СК РФ по Мурманской области (по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ) Евгений Ребров.
По словам уполномоченного по правам ребёнка в Мурманской области Алевтины Андреевой, она об этом случае знает. Омбудсмен уточнила: был конфликт в школе или нет, будут устанавливать следственные органы.
«К сожалению, в школах возникают конфликты, — прокомментировала murmansk.aif.ru Андреева. — Это случается даже в начальных классах, часто между самими учениками. Как правило, в спорных ситуациях родители обращаются к руководителю образовательной организации или к заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Если они не удовлетворены результатом принятых мер, то имеют право обратиться в местное управление образования или непосредственно к уполномоченному. Понимаете, само учреждение заинтересовано, чтобы там был хороший микроклимат, чтобы дети были в безопасности, чтобы не было буллинга, травли. Однако бывает, что родители не идут к руководству школы, а обсуждают проблему только с учителями».
По мнению специалистов, причин, которые могут привести подростка к серьёзным последствиям, всегда достаточно.
С развитием интернета дети сталкиваются с дополнительными рисками. К ним добавляются и те, что были всегда — они связаны с детско-родительскими отношениями, с неумением решать конфликты.
«Бывают разные конфликтные моменты, но, если у ребёнка выработаны защитные механизмы, он может противостоять негативному влиянию, — рассказала murmansk.aif.ru начальника центра по профилактике нарушений несовершеннолетних Мурманской области Светлана Колесник. — С развитием интернета дети сталкиваются с дополнительными рисками. К ним добавляются и те, что были всегда — они связаны с детско-родительскими отношениями, с неумением решать конфликты. Могу сказать, что, как правило, если родители обращаются в образовательную организацию, меры принимаются своевременно».
«Сломала указку»
Полярные Зори — город атомщиков, здесь проживает около 14 тыс. человек. Когда стало известно о происшествии, пользователи социальных сетей начали озвучивать предположения о том, кому был посвящен текст найденной записки.
Нужно было много писать, учить множество ненужных дат и так далее. К этому предмету требовалась готовность на 100 %.
«Возможно, речь идёт о её учительнице истории – строгой и очень принципиальной. Если это так, то она была моим классным руководителем, — рассказала murmansk.aif.ru северянка Татьяна Н. — Сама по себе учитель хороший, но, если дело касалось непосредственно учёбы, планка, на мой взгляд, была слишком завышена. Нужно было много писать, учить множество ненужных дат и так далее. К этому предмету требовалась готовность на 100 %. Не готов к уроку или забыл дома задание — двойка, без возможности исправления. Любые контрольные работы могли быть инициированы только по её желанию. Мне запомнился момент, когда за каждый вопрос в работе ставили по одной оценке. В моём случае, сплошные двойки стояли, впрочем, как и у всего класса».
Старшее поколение вспоминает: раньше про детские панические атаки и уж тем более про нервные срывы в столь юном возрасте никто не слышал.
«А ведь в той же советской школе и учителя жёстче были, чего только один трудовик стоил, — рассуждает мурманчанин Юрий И. — Может, всё-таки проблема в детях, которым сейчас слишком много позволено?»
Те, кто окончил школу задолго до перестройки, сходятся во мнении: дети нынче пошли изнеженные.
«В мою молодость, которая пришлась на 1970-е годы, такого не было! Начитаются всякого в интернете, вот и результат, значит, надо ограничивать подросткам доступ к Сети», — убежден Алексей Павлов.
По мнению северян, нередко и сами учителя переходят грань дозволенного, но говорить об этом как-то не принято. Часто травля в школах и вовсе начинается с подачи педагогов или с их молчаливого согласия.
«Я помню, у нас учительница сломала толстую указку, ударив девочку по спине прямо на уроке. Причем эта девочка никогда не срывала уроки и не трепала нервы педагогам, — вспоминает мурманчанка Юлия Анатольевна. — У нас крайне плохо проходит диагностика психологического и психического состояния учителя. Это ведь очень энергозатратная профессия, и учителям обязательно нужна помощь в работе с детьми. Школа же предпочитает закрывать на это глаза».