Примерное время чтения: 7 минут
38

Северное измерение. В Российской Арктике проживает 2,5 млн человек

Российская Арктика формирует около 15 % ВВП страны и около 20 % экспорта.
Российская Арктика формирует около 15 % ВВП страны и около 20 % экспорта. / Игорь Громов / Правительство Мурманской области

В Москве прошло заседание комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика» под руководством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса.

Вопрос безопасности

В июне 2024 года во время пленарного заседания Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин объявил о решении сформировать в рамках Госсовета комиссию по развитию арктических регионов и Северному морскому пути. Он заявил, что Севморпуть становится востребованной глобальной артерией: в перспективе объёмы грузоперевозки могут превысить 150 млн тонн.

Борьба за арктические ресурсы активно наращивается со стороны оппонентов нашей страны.

Чуть позже Владимир Путин назначил губернатора Мурманской области Андрея Чибиса на должность председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика».

«Борьба за арктические ресурсы активно наращивается со стороны оппонентов нашей страны. Широкомасштабное освоение арктических ресурсов можно осуществить только при наличии развитой логистики, человеческих ресурсов и соответствующих инвестиций. Северный морской путь — самый короткий морской транспортный коридор между Азией и Европой. Безусловно, экономически, географически он плотно связан со всей Арктической зоной нашей страны, — заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис на заседании комиссии Госсовета. — В соответствии с поручением президента принят план развития СМП. Подготовлен проект «Большой Северный морской путь» в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». Мы находимся в режиме поиска дополнительных решений, чтобы обеспечить выполнение задач, поставленных президентом для развития и Арктики, и Севморпути. Это требует больших инвестиций, но их стоит рассматривать как инвестиции в безопасность нашей страны, а не только как коммерческую окупаемость.

По его словам, необходимо актуализировать систему стратегических документов, касающихся развития АЗРФ и её транспортной системы, включая Севморпуть, с расширением горизонта планирования до 2050 года с учётом новых геополитических вызовов и нового опыта работы.

Кстати
Как рассказал специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, сегодня по Северному морскому пути уже перевезли 33,1 млн тонн грузов. Это примерно на 5,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. По прогнозам, ожидается очередной рекорд — 37,6 млн тонн грузов. А объём транзитных перевозок по СМП превысил 3 млн тонн. Добиться таких показателей удалось за счёт роста отгрузок компании «Новатэк», а также перенаправления грузов с Суэцкого канала, которые отгружаются из портов Санкт-Петербурга и Мурманска, на Севморпуть.

Привлекательный коридор

Участники «арктической» комиссии совместно с экспертами обсудили, как сделать Севморпуть коммерчески привлекательным коридором для судовладельцев.

Мы без участия иностранных компаний смогли обеспечить вывоз углеводородов.

«Мы увидели удачный пример, как «Совкомфлот» вошёл в этот проект больше 10 лет назад. И, по сути, мы без участия иностранных компаний смогли обеспечить вывоз углеводородов. Хотя это было непросто. Наша задача на этом этапе — сделать перевозчика с балкерным флотом, контейнеровозами. И сегодня такая возможность есть. У Росатома имеется ряд крупных логистических компаний, которые могут эти грузы перевозить. Ну и конечно, задача, одна из важнейших, я считаю, — обеспечить международный транзит на Северном морском пути. Тогда мы сможем сказать: международный транспортный коридор СМП состоялся», — считает советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин.

Фото: Правительство Мурманской области/ Игорь Громов

Участники «арктической» комиссии сошлись во мнении, что необходимо строить суда высокого ледового класса и обеспечить загрузку коммерческого флота с Востока на Запад. Кроме того, нужно привлечь к развитию Севморпути партнёров из дружественных стран, например из Китая и Индии.

Начальник Управления Президента РФ по вопросам национальной морской политики, заместитель председателя Морской коллегии РФ Сергей Вахруков предложил создать отдельный нацпроект «Северный морской путь и Арктика».

Национальный приоритет

Сегодня в мировой Арктике проживает 5,5 млн человек, включая население США, Канады, Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и, конечно, России, в арктической зоне которой проживает 2,5 млн человек.

Российская Арктика формирует около 15 % ВВП страны и около 20 % экспорта, там проживает почти 2,5 млн человек.

«Развитие АЗРФ — национальный приоритет. Российская Арктика формирует около 15 % ВВП страны и около 20 % экспорта, там проживает почти 2,5 млн человек, что является самым высоким значением численности населения среди стран мировой Арктики. Реализация экономического потенциала Арктики, которая приносит в бюджет страны каждый шестой рубль, требует особых механизмов опережающего развития инфраструктуры, научно-технологической базы, социальной сферы в опорных населённых пунктах АЗРФ, где проживает более 70 % населения АЗРФ», — прокомментировал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Фото: Правительство Мурманской области/ Игорь Громов

Андрей Чибис предложил поставить в приоритет мероприятия мастер-планов опорных арктических населённых пунктов в нацпроектах, а также смягчить критерии предоставления субсидий регионам АЗРФ. Кроме того, необходимо зафиксировать лимиты 100 млрд рублей для инфраструктурных бюджетных кредитов для Арктики, выделенных на реализацию мастер-планов арктических и дальневосточных регионов. Члены «арктической» комиссии согласились, что с учётом непростых климатических условий Севера и высоких финансовых издержек необходимы дополнительные механизмы и инструменты для повышения качества жизни: выработка стандарта арктической медицины, возможность запуска отдельного трека в рамках всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды для регионов АЗРФ и предоставлению им возможности направить средства от списания 2/3 задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам на модернизацию жилищного фонда.

Мы создали специальный реестр лучших практик жизни на Севере, доказавших свою эффективность в условиях сурового арктического климата, больших расстояний, полярной ночи.

Алексей Чекунков предложил увеличить коэффициент в рамках ОМС для арктических территорий.

«Мы создали специальный реестр лучших практик жизни на Севере, доказавших свою эффективность в условиях сурового арктического климата, больших расстояний, полярной ночи, — рассказал Алексей Чекунков. — В реестр вошли 250 технологий, которые уже локально применяются в различных сферах: в социальной инфраструктуре, транспортной системе, городской среде, сервисах для граждан. В их числе система мониторинга вечной мерзлоты и технологии волнового контроля устойчивости зданий, гибридная энергетика, мобильная медицина, энергоэффективные технологии строительства жилья, системы городского освещения, тёплые остановки, арктические фермы, автомобили повышенной проходимости и другие решения. Следующий шаг — внедрение и тиражирование лучших практик во всех арктических регионах страны».

Предложения губернаторов

По словам Алексея Чекункова, на заседании прозвучали конкретные предложения, которые Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики поддерживает.

Инициативы понравились и губернаторам арктических регионов. Так, глава Архангельской области Александр Цыбульский поддержал все предложения, которые озвучил Андрей Чибис в докладе. Он считает, что глава Мурманской области взял на себя непростую миссию объединить все усилия арктических регионов и постараться сгладить межрегиональную конкуренцию.

Цыбульский также отметил, что потребуется помощь комиссии и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ в получении рекомендаций федеральных органов власти о приоритетном выделении средств в рамках нацпроектов и федеральных программ на реализацию мастер-планов опорных территорий, а также предложил внести в протокольные решения комиссии предложение для арктических регионов сохранить уровень софинансирования реализации нацпроектов не только при проведении капремонтов жилых домов, но и при переселении из ветхого и аварийного жилья, который определён президентом России, — 2 %.

«То же самое касается модернизации коммунальной инфраструктуры. У нас сегодня предлагается софинансирование на 35–36 % из регионального бюджета. Это неподъёмно, — убеждён Александр Цыбульский. — Почему мы можем выходить с этим предложением? Потому что северные арктические территории с учётом специфики, климата недофинансировали первые 20 лет постсоветского периода. У нас точно эта проблема сегодня стоит наиболее актуально. Поэтому тоже просил бы выйти с этим предложением, чтобы уровень софинансирования был сохранён в тех параметрах, которые определены постановлением Правительства РФ».

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Молодёжь и дети» Дмитрий Артюхов предложил дополнительно проработать тему северных надбавок:

«Вопрос достаточно дорогостоящий, и его решение идёт медленно. Предлагаю в рамках работы комиссии эту тему додавливать».

Надо сказать, системную поддержку комиссии оказывает помощник президента РФ, секретарь Госсовета Алексей Дюмин. Андрей Чибис поблагодарил его за плодотворное взаимодействие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах