Примерное время чтения: 5 минут
150

А мы идём на Север! Какое будущее ждёт Северный морской путь?

АиФ на Мурмане №16 16/04/2025
Наталия Вересова / АиФ

15 апреля в первый арктический рейс из Мурманска проводили новейший атомоход «Якутия», способный ломать трёхметровый лёд на своём пути.

Группировка ледоколов

Ещё пять веков назад русский дипломат Дмитрий Герасимов предположил, что северными морями вдоль побережья Руси можно соединить Европу и Китай. Интересно, что впервые словосочетание «Северный морской путь» употребил в своих трудах Михаил Ломоносов. Однако проложить путь через арктические моря оказалось не менее сложно, чем полететь в космос. Для того чтобы суда могли бесперебойно доставлять грузы по северным морям, Россия построила единственный в мире атомный ледокольный флот.

В 90-е годы Северный морской путь переживал не лучшие времена: недофинансирование, падение грузопотока, был риск ледокольной паузы. Однако сегодня всё изменилось, сейчас в состав атомного флота входят четыре ветерана — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также новейшие суда —«Арктика», «Сибирь», «Урал» и теперь «Якутия». Это самая большая группировка ледоколов в акватории Севморпути.

Фото: Группа ВКонтакте ФГУП «Атомфлот»

Надо сказать, сегодня на Балтийском заводе строят ещё два ледокола — «Чукотку» и «Ленинград», а также многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьёв».

За счёт пополнения ледокольного флота удалось добиться бесшовной навигации по Северному морскому пути.

«Сегодня задача Севморпути — быть мобилизационной транзитной системой, которая улучшит транспортную систему страны с точки зрения соединения западных и восточных регионов нашей страны», — считает заместитель генерального директора — директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.

Про Суэцкий канал

Один из интереснейших вопросов — способен ли Северный морской путь стать альтернативой Суэцкому каналу.

Пока технологии не позволяют нарастить те объёмы, которые сегодня приходятся на Суэцкий канал.

«Сегодня Севморпуть — это уже маршрут, альтернативный Суэцкому каналу, поскольку его используют. Он обеспечивает не только возможность короткого пути, но и в той или иной степени безопасного пути, — пояснил «АиФ–Мурманск» генеральный директор экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» Максим Данькин. — Пока технологии не позволяют нарастить те объёмы, которые сегодня приходятся на Суэцкий канал. В части важности, безопасности и безальтернативности для многих проектов Северный морской путь уже сейчас занимает особое место в системе мировых транспортных коридоров».

Многие эксперты сходятся во мнении, что темпы развития Севморпути вырастут в разы после возобновления полноценного международного сотрудничества.

Суэцкий канал разблокирован, но мировая логистика остаётся напряжённой.

«В 2024 году грузоперевозки по Севморпути составили 37,9 млн тонн. В сравнении с Суэцким каналом это немного, но транзит вырос на 44 % и достиг 3 млн тонн грузов, — рассказал специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов. — Суэцкий канал разблокирован, но мировая логистика остаётся напряжённой. При этом, несмотря на санкции, все проекты в Арктике продолжаются».

В Мурманске на полях международного форума было озвучено, что до конца 2025 года будет создан арктический инвестиционный фонд, который будет заниматься развитием транзитных перевозок и строительством торговых судов.

«Якорным инвестором будет Российский фонд прямых инвестиций, а также российские соинвесторы, возможно, будут участвовать российские банки, пенсионные фонды. Кроме того, могут поучаствовать арабские соинвесторы, а также инвесторы из стран Глобального Юга и Запада. Всё должно быть под контролем России, защищая нашу ресурсную базу», — прокомментировал на полях Международного арктического форума в Мурманске главный исполнительный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

По большому счёту арктический инвестфонд — это один из механизмов привлечения частных инвестиций, в том числе и иностранных, в первую очередь из Индии и Китая.

«Арктика — наша, но мы открыты для сотрудничества с нашими дружественными партнёрами, которые хотят совместно развивать инфраструктуру в Арктической зоне на благо регионов и страны, — прокомментировала заместитель губернатора Мурманской области – министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова. — Конечно, нужно чётко определить, кого мы привлекаем и на каких условиях».


Комментарий

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис:

«Арктика для России сегодня — это как космос для СССР. Это мощнейший проект, который даст развитие, жизнь, необходимые ресурсы для нынешних и будущих поколений, который уже формирует 15 % ВВП страны. Для этого нужно инвестировать и частные деньги, значит, нужен чёткий долгосрочный план развития, понятный и с жёсткой координацией, тогда и частных инвестиций будет ещё больше.

Назрел следующий шаг в развитии Северного морского пути и арктических территорий, включающий в себя развитие минерально-сырьевых центров и глубокой переработки того, что здесь добывают, строительство портовой инфраструктуры и подводящих путей, развитие опорных городов. Для следующего рывка необходим комплексный проект развития Арктики и Севморпути национального уровня».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах