Примерное время чтения: 6 минут
122

Чем порт не шутит. Как суды сказываются на работе рыбного хаба Мурманска?

По прогнозам учёных, рыбы больше не станет, уже сегодня вылов — всего 600-700 тыс. тонн в год.
По прогнозам учёных, рыбы больше не станет, уже сегодня вылов — всего 600-700 тыс. тонн в год. АиФ на Мурмане

В 2024 году мурманскому рыбному порту исполнилось 90 лет, меж тем пока предприятие, не так давно вернувшееся под крыло государства, погрязло в судебных разборках с бывшими владельцами.

В чём суть претензий и как это сказывается на грузообороте порта и, соответственно, заполярных рыбаках — в материале «АиФ–Мурманск».

Цепочки сделок

В 2015 году мурманский рыбный порт попал в частные руки, за девять лет из состава предприятия были выведены склады, площадки, административно-бытовой комплекс, холодильное оборудование, буксиры и даже целый грузовой район — нефтебаза с железнодорожной станцией Новорыбная. Всё это имущество перешло в коммерческие структуры, при этом руководство порта оформило многомиллионные займы «на развитие предприятия».

Что интересно, основные управленческие подразделения были ликвидированы и выведены на аутсорсинг, предприятие буквально дробили на несколько небольших компаний. Есть мнение, что таким образом рыбный порт сознательно вели к банкротству.

Эти и другие управленческие решения послужили причиной тому, что в 2022 году мурманский рыбный порт был национализирован. Практически сразу началась инвентаризация ранее совершённых сделок и направлено обращение в правоохранительные и судебные органы. В начале апреля завершилась проверка прокуратуры Мурманской области, которая оценила законность отчуждения производственных объектов из собственности стратегического предприятия.

Реальной целью совершения данной цепочки сделок являлось создание задолженности стратегического предприятия перед бывшими акционерами.

«Установлено, что экс-акционеры Мурманского морского рыбного порта осуществили сделки с недвижимым имуществом предприятия, обратив его в свою пользу, после чего сдали в аренду порту, а также выдали займ на 400 млн рублей, в котором порт не нуждался, — говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры РФ. — Реальной целью совершения данной цепочки сделок являлось создание задолженности стратегического предприятия перед бывшими акционерами».

Фото: Генпрокуратура России

По решению суда сделки признаны недействительными, принято решение о возврате имущества кадастровой стоимостью более 400 млн рублей в собственность предприятия.

То, что мы сегодня наблюдаем, это были целенаправленные действия по раздроблению порта.

«Суды идут в правильном направлении: государство возвращает активы, которые были незаконно выведены из состава порта, пока он находился в частных руках. То, что мы сегодня наблюдаем, это были целенаправленные действия по раздроблению порта, — поделился с «АиФ–Мурманск» нынешний генеральный директор Мурманского морского рыбного порта Андрей Бородин. — Судебные процессы на сегодняшней работе предприятия не сказываются».

Постепенно по решению суда в собственность рыбного порта возвращают оборудование и инфраструктуру. Например, самый большой холодильник в Мурманской области, который находился в аренде у компаний, аффилированных предыдущими владельцами порта. Сейчас он сертифицирован для хранения продукции, подлежащей экспорту в страны Таможенного союза, а также в 28 государств, включая США, Японию, ОАЭ, Иран и другие. В ближайшее время планируется получение китайских «экспортных номеров», а европейских — при изменении международной политической обстановки. Надо сказать, нынешние «экспортные номера» закреплены за бывшими владельцами.

Какие перспективы?

Минувший год стал для заполярного предприятия удачным, в первую очередь, конечно, благодаря мойвенной путине: грузооборот составил более 400 тыс. тонн. Примечательно, что это лучший результат за последние 18 лет. Однако результаты вылова этого года рекордов не сулят: падение по перевалке за три месяца составляет 24 %. И самое печальное — по прогнозам учёных, рыбы больше не станет, уже сегодня вылов — всего 600-700 тыс. тонн в год.

Привлекать новые грузы предприятию крайне сложно: те же самые минеральные удобрения рядом с рыбой перегружать, естественно, запрещено. Однако это могут быть, например, пиломатериалы или контейнеры.

Южный район должен сохранить специализацию, но дополнительную диверсификацию никто не отменял.

«Рыбный порт нужно загружать рыбой, — уверена заместитель губернатора Мурманской области – министр развития Арктики и экономики Мурманской области Светлана Панфилова. — Южный район должен сохранить специализацию, но дополнительную диверсификацию никто не отменял. Рыбный порт в советское время был очень грамотно спроектирован, внутри много сопутствующих производств: от упаковки до орудий лова».

Южные районы рыбного порта должны стать главной арктической береговой базой для обработки рыболовецких судов.

«Есть нюансы: южный район — специализированный терминал, построенный в советские годы под потребности рыбаков: перевалка рыбы и обслуживание судов, — пояснил Бородин. — Мы должны иметь современные холодильники и причальную инфраструктуру для перевалки и межрейсовой стоянки судов, судоремонтные мощности. Однако всё это будет бессмысленно, если рыба не пойдёт в Мурманск. Нам нужна поддержка со стороны федеральных и региональных властей, чтобы Мурманск оставался рыбной столицей не только на словах».

Очевидно, что рыбопромышленники повезут рыбу туда, где им будет удобнее и дешевле. Как вариант, это может быть Санкт-Петербург или в случае изменения геополитической обстанвоки — норвежские порты.

Фото: АиФ/ Александра Михова

Какие перспективы? Во-первых, недавно были завершены аукционы по добыче краба, по условиям которых компании должны построить два больших логистических комплекса с холодильниками на 25 тыс. тонн, фабриками передержки краба и контейнерными площадками. Один из них будет скорее всего построен в Архангельске, а другой — в Мурманске, как раз в южном районе рыбного порта.

Во-вторых, в северном районе порта, который сейчас настолько изношен, что не используется, могут построить контейнерный терминал «Росатома». Площадь этого участка около 34 га, но при необходимости её можно расширить до 50 га.

В-третьих, на угольной базе порта планируется создание судоремонтного кластера, сейчас там проходят изыскательские работы.

Меж тем судебные заседания с бывшими владельцами стратегического для Мурманска предприятия продолжаются по сей день, «АиФ–Мурманск» продолжит следить за развитием событий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах