Что известно о судне «Михаил Сомов», которое село на мель в Арктике?
Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» село на мель между Комсомольскими островами и островом Земля Вильчека рядом с Австрийским проливом Земли Франца Иосифа.
По словам начальника пресс-службы Главного управления МЧС по Архангельской области Александры Полоротовой, угрозы затопления и разлива топлива нет. На борту «Михаила Сомова» находится 91 человек.
«Арктический плавучий кинотеатр»
4 июля 2023 года «Михаил Сомов» отправился в экспедицию Арктического плавучего университета. Помимо экипажа на борту судна находятся учёные и студенты — представители нескольких вузов и НИИ из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Перми. А также представители творческой экспедиции: российские писатели, художники и журналисты.
По вечерам судно превращается в «Арктический плавучий кинотеатр». Накануне все смотрели фильм «Выход», который был номинирован на «Оскар»: про морского биолога, на протяжении десяти лет изучающего поведение моржей на Чукотке.
За морскими льдами в этой экспедиции наблюдает доцент кафедры информационных систем и информационной безопасности САФУ (г. Архангельск) Дмитрий Ковалёв. По его словам, иногда кроме как сквозь лёд идти не получается. Те льдины, которые при движении выворачивает, встают практически вертикально, что позволяет посмотреть, что происходит подо льдом, оценить его толщину и плотность.
Кроме того, во время этой экспедиции учёным предстоит впервые изучить «мамонтовою фауну на Таймыре»: древние патогенные микробы вытаивают из вечной мерзлоты и представляют реальную опасность для человечества.
Ветеран Арктики
Дизель-электроход «Михаил Сомов» был построен на Херсонском судостроительном заводе и спущен на воду 28 февраля 1975 года. А 2 сентября 1975 года судно вышло в свой первый рейс. Сегодня оно принадлежит Северному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). Надо сказать, это очень известное в Архангельске судно, можно сказать, ветеран Арктики.
«Михаил Сомов» способен проходить лёд толщиной до 70 см, при движении в полном грузу пробивает ледовые поля до 100 см. А при плавании в крупномелкобитых льдах — и до 120–150 см при мощности использования силовой установки от 75 %.
В последние годы судно используется для Северного завоза — перевозки грузов и пассажиров в районах Арктики. Вот и сейчас оно должно доставить 800 тонн грузов на полярные станции побережья Белого, Баренцева и Карского морей. Речь идёт о топливе, продуктах, стройматериалах и дизель-генераторных агрегатах. В прежние годы «Михаил Сомов» доставлял снабжение на труднодоступные станции в Антарктиде. А в 1977, 1985 и1991 годах судно попадало в антарктический дрейф.