aif.ru counter
101

Арктика требует понимания. Сенаторы обсудили государственные интересы

АиФ на Мурмане №40 03/10/2018
Дмитрий Писаренко / АиФ

На минувшей неделе в Мурманске прошло выездное заседание комитетов Совета Федерации, посвящённое обеспечению государственных интересов России и развитию международного сотрудничества в Арктике.

Как идёт работа над «Арктическим законом»? Какое будущее ждёт Мурманскую область? И насколько крепкая дружба связывает Баренц-регионы?

Территория мира

Арктика не первый год находится в эпицентре внимания мирового сообщества.

«В прошлые годы было немало предсказаний, что Арктику ожидают большие военные столкновения, но должен сказать: сегодня мы констатируем, что в этом регионе низкая напряжённость, и мы не видим потенциала для северных конфликтов, особенно с участием России. У нас на основе межправительственных соглашений разграничены морские пространства с Норвегией и США. И это ни одним государством не оспаривается», - отметил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Кисляк.

Фото: АиФ на Мурмане/ Светлана ИВАНОВА

Конечно, никто не отменял борьбу за континентальный шельф. Например, Россия сейчас претендует на большой участок - поднятие Менделеева и хребет Ломоносова. Конкуренцию в этом вопросе нам составила Дания.

«Международное сотрудничество - наше конкурентное преимущество, наше богатство. Ему даже не 25 лет, а тысячи лет. Первые контакты начались в X веке. Был даже свой язык из 500 фраз. И эту дружбу мы стараемся сохранить, несмотря на сложные международные отношения. Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал Баренц-сотрудничество историей успеха. В наших отношениях ничего не поменялось, скорее, улучшилось. Мы педантично соблюдаем все договорённости и гордимся тем, что глобальная повестка последних лет не поменяла тона регионального международного сотрудничества: на Севере создана территория мира и доверия», - подчеркнула губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Север - для закалённых

Сегодня государство уделяет Арктике повышенное внимание, в первую очередь, в силу наличия огромного количества природных ресурсов: здесь добывают алмазы, сурьму, апатит (100%), платиноиды (98%), газ (95%), никель и кобальт (90%), медь и нефть (60%).

«Господь не обделил вашу землю огромными ресурсами, которые при грамотном подходе станут основой для богатства и процветания нашей страны, - отметил председатель комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, мест­ному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. - Вместе с тем ключевые проблемы арктических регионов решаются крайне медленно и в целом ряде случаев неэффективно. Это, прежде всего, отток населения, неразвитость инфраструктуры и транспортного сообщения. Достаточно привести пример, что с 2014 по 2017 год численность постоянного населения, проживающего в Арктической зоне РФ, сократилась с 2 млн 400 тыс. человек до 2 млн 371 тыс. человек».

На пике, в середине 90-х годов, население Мурманской области было 1 млн 198 тыс. человек.

«Эти люди строили города. Я помню, как за два года отстраивали целый микрорайон. В одном только рыбном порту 12 тыс. человек трудились. А когда распался Советский Союз и наступил псевдокапитализм, люди разъехались. Военные тоже ушли. Сегодня Минобороны берёт не количеством, а качеством. Если раньше из 150 лодок на боевом дежурстве было 10, то сейчас все в работе, - объяснила глава региона Марина Ковтун. - А коренного населения здесь - 1 099 человек саамов и 2 000 потомков поморов. У всех остальных есть малая родина - Вологда, Пенза, Архангельск. Мурманская область - искусственно созданный регион, а людей чем привлекали? «Полярки», высокая зарплата, квартиры, места в детские сады. Парень из пензинской деревни приезжал домой из областного центра на такси, потому что он был матросом тралового флота! Были очевидные преимущества, которые сегодня регион не может обеспечить. Кроме того, нужно подумать: а может ли Север сегодня вытянуть миллионное население? Как обеспечить 1/3 пенсионеров с нашими социальными гарантиями? Это надо исследовать».

По данным статистического сборника за 2017 год, более 40 регионов испытывают миграционную убыль.

«Тяжёлая задача»

На протяжении нескольких лет идёт работа над «Арктическим законом», только Мурманская область внесла в проект более 2 тыс. поправок (!).

«На моей памяти рассматривались четыре версии «Арктического закона», последняя была переформатирована в закон «Об опорных зонах Арктики». По нашей информации, в октябре Правительство РФ должно его рассмотреть и внести в Госдуму, идёт процесс внутреннего согласования. Но быстрой перспективы я не вижу, - прокомментировал член Совета Федерации от Мурманской области Игорь Чернышенко. - Мы хотели заложить в закон вопросы развития Арктики по основным блокам: социально-экономическому направлению, налоговой политике, проблемам коренных малочисленных народов Севера и т. д. Но в итоге это будет закон, который определит стратегические звенья развития, как будет обустроена система управления. Будем надеяться, что в этом году он будет внесён в Госдуму».

После долгих согласований было принято решение сосредоточить закон на экономическом развитии Арктики.

«К сожалению, законодательная база, которая касается обеспечения жизни в Арктике, на протяжении длительного времени остаётся проектом. Наверное, это обусловлено сложностью постановки задач. Арктическая территория обширная, и у каждого региона есть свои специфические проблемы и особенности, универсальных решений для всей Арктики найти невозможно. Даже губернаторы не могут вычленить проблемы, характерные для всех, кроме сложных климатических условий и северного удорожания. Разные предназначения у Чукотки и Мурманской области, - пояснила Марина Ковтун. - Сегодня государственные гарантии - «полярки» и районные коэффициенты - переложили на регионы и бизнес. Это очень тяжёлая задача, не выполнять мы её не можем, а выполнять её всё сложнее».

Прогноз на завтра

Однако регион не стоит на месте в ожидании принятия «Арктического закона». Кольский залив сегодня переживает буквально второе рождение - освоение и создание портовой инфраструктуры.

«Мы перебросили ветку в своё будущее, я имею в виду, железнодорожную ветку Выходной - Лавна, которая соединит западный и восточный берега Кольского залива. В 2020 году она будет достроена, в этом же году заработает угольный терминал - единственный в своём роде, на 18 млн тонн», - рассказала Марина Васильевна.

Сегодня активно идёт строительство верфи компанией «НОВАТЭК» в Белокаменке, один только цех будет высотой 100 м - это как 25-этажное здание, а сама платформа по длине - как авианосец «Адмирал Кузнецов», по ширине - в два раза больше. Первая очередь строительства будет завершена в 2021 году. На базе 82-го судоремонтного завода будет создана береговая база обеспечения «Роснефти».

Президент поставил задачу: довести грузооборот по Севморпути до 80 млн тонн к 2024 году.

«В результате реализации крупнейших углеводородных проектов в российском секторе Арктики в период с 2019 по 2025 год ожидается взрывной рост грузопотока по Северному морскому пути. Доминирующим видом груза будет сжиженный природный газ», - рассказал заместитель генерального директора - директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.

Говоря о газе, стоит упомянуть ещё один проект. Компании «НОВАТЭК» необходимо обеспечить перевалку добытого газа - 20 млн тонн в год. Для этого в Ура-Губе будет построен комплекс для перевалки сжиженного природного газа. Таким образом, в 50 км от Мурманска появится газ. Это откроет новую страницу развития Кольского Заполярья.

«Суровая Арктика нуждается в нестандартных решениях, её не нужно покорять, её нужно обживать, заботиться и понимать», - подытожила Марина Ковтун.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество